Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-271/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солар" к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отмене решения Комиссии от 09.02.2016 N51-1750/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солар" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 9 февраля 2016 года N51-1750/2016, и оставлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, расположенного по адресу: ***, которая утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N688-ПП, ссылаясь на то, что является собственником указанного здания. По результатам рассмотрения заявления, поданного Департаментом городского имущества города Москвы, Комиссией принято незаконное решение об изменении кадастровой стоимости.
Представители административного истца по доверенности Дудин А.А., Тарасов Ю.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали, указав, что срок на обращение в суд с требованиями о признании решения незаконным не пропущен, поскольку о времени и месте рассмотрения заявления истец не извещался, обжалуемое решение Комиссии, из которого административному истцу достоверно стало известно об изменении кадастровой стоимости, получено последним 9 ноября 2016 года, акт обследования, на основании которого принято решение содержит неверную информацию об объекте недвижимости.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве по доверенности Сухов Д.А. в судебное заседание явился, иск не признал, поддержал письменные возражения, ссылаясь на то, что решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является законным, вынесено на основании представленного Департаментом городского имущества города Москвы акта обследования N ***, копия которого приобщена представителем к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы Лисицкий Д.И. поддержал доводы письменных возражений, просили в удовлетворении иска отказать, указал на пропуск административным истцом срока для обращения в суд.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования законными и обоснованными, иск, подлежащим удовлетворению, при этом исходит из нижеследующего.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
Частью 11 указанной статьи установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" из которого следует, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Исходя из того, что административный истец является собственником здания и плательщиком налога на имущество, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе путем оспаривания действий и решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно пункту 23 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, в целях обеспечения открытости работы комиссии уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о работе комиссии, в том числе протоколы заседаний комиссии и принятые решения без указания персональных данных заявителей, не позднее пяти рабочих дней с даты соответствующего заседания, а также обобщенную информацию о принимаемых решениях.
По смыслу приведенной нормы размещение соответствующей информации на официальном сайте Управления Росреестра по Москве является обязанностью административного ответчика, однако ей не корреспондирует обязанность владельца объекта недвижимого имущества, в отношении которого установлена кадастровая стоимость, по мониторингу такого сайта и поиску информации о всех принимаемых Комиссией решениях.
Просмотр содержащейся на сайте информации является правом административного истца, а исчисление срока на обращение в суд и, как следствие, защита прав административного истца не могут быть поставлены в зависимость от того, имел ли административный истец теоретическую возможность реализации такого права, в том случае, если отсутствуют объективные доказательства его ознакомления с состоявшимся решением путем получения информации на соответствующем сайте.
Иное толкование приведенных норм означало бы необходимость постоянного и ежедневного контроля административным истцом размещаемой на сайте Управления Росреестра по Москве информации и освобождение административного ответчика от необходимости предусмотренного действующим законодательством извещения заинтересованных лиц о проводимых Комиссией заседаниях и принимаемых ей решениях, что не отвечает общеправовому принципу разумности и справедливости.
В этой связи, суд считает доводы административного ответчика о надлежащем уведомлении административного истца о состоявшемся решении путем размещения сведений о принятом решении на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, несостоятельными, и поскольку доказательства, подтверждающие, что административным истцом оспариваемое решение было получено ранее 9 ноября 2016 года, в деле отсутствуют, приходит к выводу, что административное исковое заявление ООО "Солар", поданное в Московский городской 25 января 2017 года, поступило в установленный процессуальным законодательством срок.
Согласно части 12 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в Комиссию могут обратиться юридическое лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктами 1, 6.6 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" предусмотрено, что Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента, выступает в установленном порядке государственным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд города Москвы в установленной сфере деятельности, в том числе по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что Департамент городского имущества города Москвы вправе обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением в том числе документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.
В соответствии с пунктом 19 Порядка при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, Комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.
В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, Комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.
В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30.06.2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости" относит к недостоверным сведениям допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Судом установлено, что обществу с ограниченной ответственностью "Солар" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, расположенного по адресу: ***.
По состоянию на 1 января 2014 года кадастровая стоимость здания утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в размере ***руб.
Кадастровая стоимость определена в отчете об определении кадастровой стоимости от *** с отнесением помещений к "Прочим объектам" (л.д. ***).
По заявлению Департамента городского имущества города Москвы от 25 января 2016 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 9 февраля 2016 года принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с использованием сведений об отнесении указанного объекта недвижимости к 7 группе "Объекты офисно-делового назначения" и установлено, что при определении кадастровой стоимости использованы недостоверные сведения, а именно нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, неверно отнесено к 12 группе "Прочие объекты".
Согласно кадастровой справке (л.д. ***) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанного выше нежилого здания на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 09.02.2016 N 51 по состоянию на 1 января 2014 года, кадастровая стоимость установлена в размере ***руб.
Основанием для пересмотра кадастровой стоимости послужил Акт обследования N*** фактического использования здания (строения, сооружения) от 15 октября 2014 года, из которого следует, что 100% здания используется под размещения офисов.
В соответствии с пунктами 13, 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления с приложением, в том числе, документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.
При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
По смыслу названных норм для рассмотрения заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по основанию недостоверности заявитель обязан представить документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а Комиссия обязана оценить такие документы и, в зависимости от результатов такой оценки, принять решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости либо об отклонении поденного заявления.
Судом установлено, что в качестве приложения к заявлению заместителя руководителя Департамента городского имущества г. Москвы о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости были представлены: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, акт на 6 листах, доверенность.
Как следует из акта обследования N*** (л.д. ***) здания площадью 4 694, 7 кв.м, расположенного по адресу: ***, представленного представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, который по его утверждению явился основанием для принятия обжалуемого решения Комиссии, 100 % площадей используется для размещения офисов. Вместе с тем, в 1 разделе акта "Общие сведения" и фототаблице к акту содержится информация об обследовании здания площадью 3 855,8 кв.м, расположенного по адресу: ***.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре кадастровой стоимости спорного здания, документы, свидетельствующие о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве отсутствовали, в связи с чем, оснований для ее пересмотра не имелось.
В судебном заседании представителем Департамента городского имущества города Москвы представлен акт под тем же номером, однако иного содержания, из которого следует, что объектом обследования являлось здание по адресу: ***.
Вместе с тем, суд не может принять указанный акт во внимание, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве основанием для принятия оспариваемого решения явился именно акт, представленный в судебное заседание представителем ответчика.
Более того, ознакомившись с актом, представленным представителем Департамента городского имущества города Москвы, суд установил несоответствие содержания указанного акта и выводов, изложенных в нем. А именно, в акте указывается, что помещения, расположенные в здании, используются под офисные цели, в заключении делается вывод, что здание фактически используется для размещения торговых объектов, Комиссия относит здание по адресу: *** к 7 группе "Объекты офисного назначения".
Таким образом, суд приходит к выводу, что при рассмотрении административного дела требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения не соблюдены, основания для принятия оспариваемого решения отсутствовали, поскольку при рассмотрении заявления Департамента городского имущества города Москвы у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве отсутствовали документы, подтверждающие недостоверность сведений о спорном объекте недвижимости при установлении его кадастровой стоимости, а именно доказательства отнесения нежилого здания к 7 группе "Объекты офисного назначения".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает такое решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления. В случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии о пересмотре кадастровой стоимости резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости.
С учетом изложенного, суд, признавая решение Комиссии от *** об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, расположенного по адресу ***, незаконным, считает необходимым обязать Комиссию повторно рассмотреть ранее поданное заявление заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы от 18 января 2016 года и исключает установленную решением Комиссии кадастровую стоимость указанного здания в размере ***руб. из сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Солар" к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии от ***об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, расположенного по адресу ***.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявление заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы от 25 января 2016 года N *** (входящий номер ***от ***года) о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, расположенного по адресу ***.
Исключить установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09.02.2016 N51-1750/2016 кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0004015:2331, расположенного по адресу ***. в размере 343 996 443 рублей 17 копеек из сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.