Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-390/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспективные Инвестиции" о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в принятии документов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перспективные Инвестиции" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в принятии документов N51-398/2017 от 16.01.2017 года, обязании ответчика рассмотреть поданное 30 декабря 2016 года заявление истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 93 940,23 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0002005:47, расположенного по адресу: ***, ссылаясь на то, что результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности истца как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление. Поскольку истцом оспариваемая кадастровая стоимость действовала в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 требование о пересмотре кадастровой стоимости должно было быть рассмотрено ответчиком по существу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сайфулина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве Фокина Н.С. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что на момент обращения истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости были утверждены новые результаты кадастровой стоимости, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии" по г. Москве в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
Положения указанной статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ предусматривают, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Согласно этому Порядку Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением документов, указанных в пункте 13 Порядка.
При поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 14 Порядка).
Судом установлено, что административный истец владеет земельным участком общей площадью 93 940,23 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0002005:47, расположенным по адресу: ***, на основании договора аренды NМ-03-037992 от 23.08.2012, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы (л.д. ***).
Согласно кадастровой справке (л.д. 17) кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2014 года постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере ***руб.
Правительством Москвы 29 ноября 2016 года принято постановление N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года", которое подлежит применению с 1 января 2017 года.
Таким образом, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП результаты определения кадастровой стоимости действовали в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года и заявление о пересмотре кадастровой стоимости в рассматриваемом налоговом периоде подлежало подаче в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Перспективные Инвестиции" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости 30 декабря 2016 года путем направления заявления почтой.
Из содержания уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 года N 51-398/2017 (л.д. ***) следует, что причиной отказа в принятии документов на комиссию явилось нарушение срока подачи документов.
Как пояснил в судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на момент подачи заявления, были утверждены новые результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными требованиями закона, исходя из того, что на момент подачи заявления в Комиссию сведения об оспариваемой кадастровой стоимости являлись актуальными, поскольку установленная постановлением N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года", кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 года, суд приходит к выводу, что уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 года N 51-388/2017 об отказе в принятии документов не соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка в рассматриваемом налоговом периоде, исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Ввиду того, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "Перспективные инвестиции" о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Перспективные Инвестиции" о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в принятии документов удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 16 января 2017 года N51-398/2017 об отказе в принятии к рассмотрению Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 30 декабря 2016 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Перспективные Инвестиции" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 93 940,23 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0002005:47, расположенного по адресу: ***, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и обществу с ограниченной ответственностью "Перспективные Инвестиции"в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.