Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 г. г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.,
при секретаре Васильковой Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-524/2017 по административному исковому заявлению фио об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское",
установил:
Пунктом 1 решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское" принято к сведению, что полномочия члена территориальной избирательной комиссии района Преображенское с правом решающего голоса фио, выдвинутого Региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в г. Москве, прекращены.
фио обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании законности данного пункта, указав в обоснование требований на то, что он основан на положениях подпункта "а" пункта 1, подпункта "а" пункта 8 и пункта 11 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которыми в противоречие Конституции Российской Федерации установлены ограничения избирательных прав для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
В судебное заседании административный истец фио не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежаще, о чем имеется расписка. Просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Московской городской избирательной комиссии фио возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Выслушав представителя Московской городской избирательной комиссии, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) организует закупку технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;
в) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
г) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
д) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) утверждает перечень территориальных комиссий;
е.1) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;
ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
з) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума;
и) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума;
л.1) участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;
л.2) представляет по запросу избирательной комиссии муниципального образования сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности;
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 21 декабря 2016 года в Московскую городскую избирательную комиссию поступило уведомление, подписанное фио, о приобретении им гражданства Республики Польша с приложением копии паспорта гражданина указанного государства (л.д. 27).
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи 29 указанного Федерального закона полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае приобретения членом избирательной комиссии гражданства иностранного государства.
Пунктом 11 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21 и статьями 22 - 27 настоящего Федерального закона. В иной период орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трехмесячный срок, а нового члена иной комиссии не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии. В случае невыполнения данных требований нового члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована, - территориальная комиссия), иной комиссии - вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом. Новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 статьи 22 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В такой ситуации и поскольку подпункт "а" пункта 1, подпункт "а" пункта 8 и пункт 11 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержат прямой запрет для граждан Российской Федерации, приобретших гражданство иностранного государства, являться членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, суд приходит к выводу о том, что полномочия фио как члена избирательной комиссии прекращены в силу прямого указания федерального закона.
При этом суд отмечает, что такие полномочия прекращаются вне зависимости от принятия избирательной комиссией соответствующего решения; принятие к сведению прекращения полномочий заявителя полностью соответствует требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы суда соответствуют позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2010 N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина фио", предметом рассмотрения которого являлись взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности являться членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении отметил, что для обеспечения надлежащего осуществления избирательными комиссиями возложенных на них публично значимых функций в законе могут быть определены обстоятельства, при которых гражданин Российской Федерации не может исполнять полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, с тем чтобы исключить участие в работе избирательных комиссий лиц, в отношении которых в силу тех или иных причин объективного (личного, служебного, семейного и др.) характера есть веские основания для сомнений в возможности независимого, беспристрастного и правомерного исполнения ими полномочий по осуществлению подготовки и проведения выборов и референдумов, обеспечению реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Предоставление гражданину Российской Федерации вида на жительство на территории иностранного государства - в отличие от получения им иностранного гражданства - не может свидетельствовать об объективном снижении для такого гражданина ценности его политико-юридической связи с Российской Федерацией, а равно создавать при осуществлении им права на участие в управлении делами государства предпосылки для отступления от конституционного принципа государственного суверенитета, которые ставили бы под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 N 797-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина фио на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также отмечено, что поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая смежные вопросы избирательного законодательства, неоднократно прямо указывал на то, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства объективно снижает ценность его политико-правовой (политико-юридической) связи с Российской Федерацией, не согласуется с конституционными принципами независимости, беспристрастности (в данном случае - принципами независимости и беспристрастности членов избирательных комиссий при осуществлении ими полномочий), государственного суверенитета, ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении ходатайства фио о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1, подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", послуживших основанием к прекращению его полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Таким образом, право на обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации может быть реализовано судом в случаях, когда у него имеются сомнения или возникает неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации примененного или подлежащего применению закона при рассмотрении конкретного дела. Основания для обращения с таким запросом в Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении настоящего дела отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления фио об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Ж.А. Сибул
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 г. г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.,
при секретаре Васильковой Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-524/2017 по административному исковому заявлению фио об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское",
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления фио об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Ж.А. Сибул
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.