Именем Российской Федерации
4 мая 2017 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-571/2017 по административному исковому заявлению непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным действие комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, выразившееся в не рассмотрении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и возложении обязанности рассмотреть указанное заявление,
установил:
Непубличное акционерное общество "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просит:
- признать незаконным действие комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, выразившееся в не рассмотрении заявления непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" от 22 декабря 2016 г. за N131356/2016 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г.;
- возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" от 22 декабря 2016 г. за N131356/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, и нежилого здания площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2014 г.;
- взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере * руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого здания и арендатором земельного участка. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление от 22 декабря 2016 г. за N131356/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 г. за N51-11599/2016 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по мотиву пропуска срока его подачи. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление административного ответчика, поскольку срок подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. не пропущен, так как заявление подано 22 декабря 2016 г., в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" и постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" применяются к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
В судебном заседании представитель административного истца непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" - Логвинов А.А., действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве не обеспечили явку своего представителя в судебное заседание, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. В письменном отзыве административные ответчики просят отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП утверждены результаты определения кадастровой спорного стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 г., которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 декабря 2016 года. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП утверждены результаты определения кадастровой спорного стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г., которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 г. Административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости 22 декабря 2016 г., то есть после даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП и постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, что является основанием для отказа в принятии заявления.
Заинтересованные лица Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, непубличное акционерное общество "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности":
- является собственником нежилого здания площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 октября 2003 года серии 77 АБ 271208 (л.д.16);
- арендатором земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по договору аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, от 14 июня 2016 г. NМ-06-049126 (л.д.22-35).
С учетом изложенного, на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций и на основании статей 388, 389 Налогового кодекса РФ, статьи 65, 66 Земельного кодекса РФ является плательщиком арендной платы, которая исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" установлены соответственно кадастровые стоимости спорного нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. Административный истец не согласился с указанной кадастровой стоимостью и 22 декабря 2016 г. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением за N131356/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., с приложением всех необходимых документов, что не оспаривается административным ответчиком.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 г. за N51-11599/2016 отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г. по мотиву пропуска срока для его подачи. Так как, постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" и постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" установлена новая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г.
Проверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г., оформленного уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 г. за N51-11599/2016, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявление о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 г. В силу пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 г. В силу пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года", данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г., утвержденная соответственно Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП и постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП, действовала в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Новая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г., утвержденная соответственно постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП и постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, применяется только к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
При таких обстоятельствах на 22 декабря 2016 г. оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г. подлежала применению, затрагивала права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество организаций за 2016 г. и арендной платы за 2016 г., размер которых подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г.
На основании изложенного отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г., оформленный уведомлением секретаря комиссии от 29 декабря 2016 г. за N51-11599/2016, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление административного истца от 22 декабря 2016 г. вх. N131356/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г.
Ввиду удовлетворения административного искового заявления и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить уведомление секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 29 декабря 2016 г. за N51-11599/2016 об отказе в принятии заявления непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" от 22 декабря 2016 г. вх. N131356/2016 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" от 22 декабря 2016 г. вх. N131356/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, и нежилого здания площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2014 г.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу непубличного акционерного общества "Головной проектный институт по проектированию предприятий текстильной промышленности" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 10 мая 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.