Судья Московского городского суда Монекин Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителя ООО "Ресурс Транс" *** на постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 06 июля 2016 г. NN ***, и решения Савеловского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2016 года, 18 ноября 2016 года, 22 ноября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 06 декабря 2016 года, по делам об административных правонарушениях,
установил:
Постановлениями главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве (далее - ГИТ в г. Москве) от 06 июля 2016 года NN *** ООО "Ресурс Транс" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***рублей по каждому постановлению.
Решениями судей Савеловского района суда г. Москвы 03 ноября 2016 года, 18 ноября 2016 года, 22 ноября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 06 декабря 2016 года названные постановления оставлены без изменения, жалобы ООО "Ресурс Транс" - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, защитник *** ставит вопрос об отмене постановлений должностного лица и судебных решений, ссылаясь на то, что нарушения совершены в результате одного действия, выявлены в ходе проведения одной внеплановой проверки, в рамках которой составлен один акт проверки.
В судебное заседания Московского городского суда явилась представитель общества ***, которая поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя общества ***, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с ч. 6 ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее именуется - Перечень медицинских психиатрических противопоказаний).
В силу п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Согласно п. 4 Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 5 Правил).
Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.
Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических показаний к категориям должностей, осуществляющих деятельность в условиях повышенной опасности, относятся, в том числе водители автомототранспортных средств.
Как усматривается из материалов дела, в период с **** Государственной инспекцией труда в *** в ООО "Ресурс Транс", расположенном по адресу: ***, - проведена плановая выездная проверка соблюдений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих норму трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по результатам которой составлен акт проверки от *** N ***.
30 июня 2016 года Главным государственным инспектором труда г. Москвы ФИО в отношении ООО "Ресурс Транс" составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении ООО "Ресурс Транс" требований ТК РФ.
06 июля 2016 года постановлениями Главного Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда г. Москвы ФИО юридическое лицо - ООО "Ресурс Транс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначены административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей по каждому постановлению.
По результатам рассмотрения дела, главного государственного инспектора труда пришел к выводу о наличии в действия ООО "Ресурс Транс" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5.27.1 КоАП РФ, указав, что данные обстоятельства подтверждаются актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от *** N ***; предписанием от ***, протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2016 года и материалами дела, квалифицировав действия ООО "Ресурс Транс" по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В результате проверки установлено, что в нарушение требований ст. 212, ч. 6 с. 213 ТК РФ и ст. 225 ТК РФ общество не организовало прохождение в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также не организовало прохождение обязательного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования на следующих сотрудников: ФИО.
При этом в нарушении требований ст. 76 ТК РФ указанные работники были допущены к работе в период с ****.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от *** и послужило основанием для вынесения должностным лицом ГИТ в г. Москве 215 постановлений от 06 июля 2016 года, из них 154 постановления обжалуются: NN *** о привлечении ООО "РесурсТранс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей по каждому постановлению.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколами об административных правонарушениях; распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки; предписанием; копиями трудовых договоров с работниками предприятия и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ГИТ в г. Москве и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Ресурс Транс".
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых актов.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, судья Московского городского суда приходит к выводу о том, что совершенное ООО "Ресурс Транс" деяние образует единое событие и состав административного правонарушения.
То обстоятельство, что выявленные нарушения касаются допуска к работе разных водителей ООО "Ресурс Транс", не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование, применительно к настоящему делу не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности.
В данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества работников, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "Ресурс Транс" к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершены в результате одного действия, выявлены в ходе проведения одной внеплановой проверки, в рамках которой составлен один Акт проверки, правонарушения являются однородными. Все постановления вынесены должностным лицом ГИТ в г. Москве в один день.
С учетом изложенного следует признать, что ООО "Ресурс Транс" неправомерно вменено совершение двухсот пятнадцати самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Следовательно, ООО "Ресурс Транс" подлежал привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением одного наказания в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Учитывая что, вступившим в законную силу решением судьи Савеловского районного суда г. Москвы Абрамова А.Ю. от 03 ноября 2016 года N12-2305/16, оставлено без изменения постановление Главного Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве Повещенко Д.П. от 06 июля 2016 года N*** о назначении административного правонарушения, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (пятьдесят пять тысяч) рублей.
Полагаю необходимым постановления государственного инспектора ГИТ в г. Москве от 06 июля 2016 года, решения судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2016 года, 18 ноября 2016 года, 22 ноября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 06 декабря 2016 года объединить в одно производство с присвоением объединенному делу N7-1346-17.
При таком положении считаю необходимым постановления государственного инспектора труда ГИТ в г. Москве от 06 июля 2016 года и решения судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2016 года, 18 ноября 2016 года, 22 ноября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 06 декабря 2016 года отменить, производства по делам прекратить в связи с наличием по данному факту совершения противоправных действий постановления о назначения административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Решения Савеловского районного суда г. Москвы от 03 ноября 2016 года, 18 ноября 2016 года, 22 ноября 2016 года, 29 ноября 2016 года, 06 декабря 2016 года, которыми оставлены без изменения постановления Главного Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве *** от 06 июля 2016 года NN *** по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменить, производства по делам прекратить в связи с наличием по данному факту совершения противоправных действий постановления о назначения административного наказания.
Судья Д.И. Монекин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.