Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника *** ФИО на решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 20 января 2017 года, которым
постановление N *** заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекции по недвижимости г. Москвы) ФИО от 08 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушения" (далее КоАП г. Москвы), в отношении *** (далее - ***, Предприятие), оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
Постановлением N *** заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости г. Москвы от 08 ноября 2016 года *** признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, защитник обратилась в Кузьминский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник *** ФИО ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений, ссылаясь на то, что земельный участок, по результатам обследования которого Предприятие было привлечено к административной ответственности, находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем, должностные лица Госинспекции по недвижимости г. Москвы были не вправе осуществлять контроль за его использованием, возбуждать и рассматривать в отношении *** дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы.
В судебное заседание Московского городского суда явилась защитник *** ФИО, которая поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, представленные материалы, выслушав объяснения защитника, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, содержащихся в оформленном акте разрешенного использования земельного участка или установленных правовыми актами города Москвы, а также правоустанавливающими документами на землю, сервитутами, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 20 сентября 2016 года инспекторами УКОН по ЮВАО Госинспекции по недвижимости г. Москвы на основании поручения N *** начальника УКОН по ЮВАО Госинспекции по недвижимости г. Москвы от 20 сентября 2016 года проведено обследование земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, на котором расположен объект недвижимости по адресу: ***.
В ходе обследования установлено, что указанный земельный участок предоставлен Управлению федеральной почтовой связи г. Москвы "***" (филиал ***) на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования от 09 апреля 2001 года для эксплуатации здания по оказанию услуг почтовой связи.
Установлено также, что часть данного земельного участка площадью около 100 кв. м используется под размещение магазина продовольственных товаров. При этом распорядительный акт Департамента городского имущества г. Москвы об изменении целевого назначения вышеупомянутого земельного участка Предприятием получен не был.
03 октября 2016 года по факту выявленного нарушения инспектором Госинспекции по недвижимости г. Москвы в отношении *** составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы, на основании которого постановлением заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости гг. Москвы Предприятие привлечено к административной ответственности.
20 января 2017 года судья Кузьминского районного суда г. Москвы рассмотрел жалобу *** на указанное постановление должностного лица и также пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы. При этом судья районного суда отверг довод жалобы о том, что должностные лица Госинспекции по недвижимости г. Москвы были не вправе осуществлять контроль за использованием спорного земельного участка, возбуждать и рассматривать в отношении *** дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы, и не принял во внимание представленную заявителем копию свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** за Российской Федерацией.
С таким выводом должностного лица административного органа и судьи районного суда нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) настоящий закон регулирует отношения в сфере землепользования в городе Москве, устанавливает порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению землями в городе Москве, особенности управления землями в городе Москве, обусловленные законодательством о градостроительной деятельности, порядок охраны земель и контроля за их использованием, а также регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в городе Москве в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о землепользовании действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные в границах города Москвы.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного закона земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
Согласно ч. 2 названной статьи органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Частью 6 ст. 2 Закона о землепользовании предусмотрено, что основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о землепользовании контроль за использованием и охраной земель в городе Москве осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, органы местного самоуправления городских округов, поселений, общественные организации (объединения), граждане.
На региональном уровне таким органом является Госинспекция по недвижимости г. Москвы.
В соответствии с Положением о Госинспекции по недвижимости г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, данная Инспекция является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Таким образом, Госинспекция по недвижимости г. Москвы осуществляет контроль в области использования земель, находящихся в собственности г. Москвы, и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за соблюдением собственниками указанных земель и иных правообладателей, не являющихся их собственниками, требований п. 5 ст. 4, п. 2 ст. 8 Закона о землепользовании, возлагающих на правообладателей обязанность по целевому использованию земель. В случае выявления нарушений требований и ограничений по использованию подобных земель, содержащихся в оформленном акте разрешенного использования земельного участка или правоустанавливающих документах на землю, ответственность наступает по ст. 6.7 КоАП Москвы. При этом в силу п. 10 ст. 16.3 и ч. 1 ст. 16.5 КоАП Москвы дела о таких правонарушениях возбуждают и рассматривают должностные лица Госинспекции по недвижимости г. Москвы.
В свою очередь, контроль в области использования земель, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457. В частности, должностные лица Росреестра осуществляют контроль за соблюдением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. При этом в случае выявления фактов нецелевого использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе их использования с нарушением требований и ограничений, содержащихся в правоустанавливающих документах на землю, должностные лица Росреестра вправе возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.8 КоАП РФ, выразившихся в нецелевом использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе в их использовании с нарушением требований и ограничений, содержащихся в правоустанавливающих документах на землю.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что лицо, использующее земельный участок, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ, если указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, и по ст. 6.7 КоАП Москвы - если данный земельный участок находится в собственности г. Москвы или государственная собственность на него не разграничена.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** предоставленный *** на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования от 09 апреля 2001 г. для эксплуатации здания по оказанию услуг почтовой связи, находится в собственности Российской Федерации (л.д. 7).
Следовательно, совершенное *** деяние, выразившееся в использовании упомянутого земельного участка с нарушением вида разрешенного использования, не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы. Соответственно, должностные лица Госинспекции по недвижимости г. Москвы были не вправе проводить обследование этого земельного участка, возбуждать и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном названной статьей КоАП Москвы.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и судебное решение не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу защитника *** ФИО удовлетворить.
ПостановлениеN *** заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 08 ноября 2016 г. и решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 20 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушения", в отношении *** отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.