Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Малкаровой Ж.Р. по доверенности Жукова М.В. на определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2016 года, которым жалоба Малкаровой Жаннеты Руслановны на постановление инспектора ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве по делу об административном правонарушении N *** возвращена заявителю,
установил:
защитник Малкаровой Ж.Р. по доверенности Жуков М.В. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с жалобой на постановление инспектора ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве по делу об административном правонарушении N *** в отношении Малкаровой Ж.Р.
Определением судьи районного суда от 13 декабря 2016 года данная жалоба на постановление должностного лица административного органа возвращена заявителю без рассмотрения по существу, поскольку к жалобе не приложена копия обжалуемого постановления.
В жалобе, поданной в Московский городской суд защитник Малкаровой Ж.Р. по доверенности Жуков М.В. выражает несогласие с таким судебным актом, просит его отменить как необоснованное, ссылаясь на тот факт, что требование судьи о предоставлении копии обжалуемого постановления является незаконным с учетом наличия ходатайства об истребовании из ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве административного материала; при этом, в тексте самой жалобы указан номер дела об административном правонарушении, дата вынесения оспариваемого постановления, кем оно вынесено; не имелось препятствий запросить дело из органа, вынесшего обжалуемое постановление.
В судебное заседание заявитель жалобы защитник Малкаровой Ж.Р. по доверенности Жуков М.В., будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы поступившей жалобы, прихожу к выводу о том, что определение суда подлежит оставлению без изменения в силу следующего.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.1 и ч.3 статьи 30.2 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, или же непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать
Исходя из положений п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении представляются с целью выяснения судьей обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также исключающих производство по делу и направление жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, в том числе, с целью реализации права заявителя на судебную защиту.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
По смыслу названной нормы, лицо, обращающееся в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, должно представить не только жалобу, но и материалы, необходимые для разрешения указанных вопросов, в том числе, копию обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, решение по делу об административном правонарушении, в жалобе должны быть указаны сведения, позволяющие судье в ходе подготовки дела к судебному заседанию, истребовать дополнительные материалы по делу от административного органа.
Указанная позиция также отражена в определении Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 г. N777-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года (ред. от 04.07.2012).
Как усматривается из материалов настоящего дела, копия обжалуемого постановления к жалобе приложена не была, при этом, доказательств, свидетельствующих о невозможности получения копии оспариваемого постановления заявителем самостоятельно, не представлено, тогда как Малкарова Ж.Р., как участник административного судопроизводства, обладающая соответствующими процессуальными правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ, не лишена права получить копию оспариваемого документа в административном органе самостоятельно, либо обжаловать действия должностных лиц в части не предоставления копии оспариваемого постановления в ином судебном порядке.
Указав в тексте жалобы только номер административного дела, административный орган, вынесший постановление, и дату вынесения постановления, подлежащего обжалованию, обязанность по сбору необходимых по настоящему делу доказательств, подтверждающих невиновность заявителя, фактически возложил на суд.
Отсутствие копии оспариваемого постановления, исходя из содержания статьи 30.4 КоАП РФ, препятствовало разрешению вопроса о возможности принятия судьей районного суда жалобы защитника к производству и дальнейшему ее рассмотрению по существу.
Данные обстоятельства являются основанием для возврата жалобы заявителю, поскольку не позволяет судье принять решение, предусмотренное ст. 30.4 КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемое определение является законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, каких-либо оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
определил:
определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника Малкаровой Ж.Р. по доверенности Жукова М.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н.Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.