Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ИП Щербак М.Г. по доверенности Докучаева А.Д. на решение судьи Тверского районного суда Москвы от 28 декабря 2016 г., которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела УФМС России по Москве в ЦАО *** от 17 мая 2016 года о привлечении индивидуального предпринимателя Щербак М.Г. к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, жалоба оставлена без удовлетворения,
установил:
Постановлением должностного лица ОУФМС России по Москве в ЦАО от 17 мая 2016 г. индивидуальный предприниматель Щербак М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в *** .
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
Щербак М.Г. через защитника подана жалоба в Московский городской суд, в которой он просит решение судьи Тверского районного суда Москвы и постановление должностного лица, как незаконные и необоснованные.
В судебное заседание Щербак М.Г. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен в соответствии с п.2 ст.25.15 КоАП РФ надлежащим образом, о чем свидетельствуют находящиеся в открытом доступе сведения Почты России, об отложении не просил, защитника не направил, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.2 ст.25.1, п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Старший прокурор отдела прокуратуры Москвы Артамонова О.Н. просила постановление и решение оставить без изменения, как законные и обоснованные, жалобу без удовлетворения, указав, что вина ИП Щербак М.Г. полностью доказана и заявителем не оспаривается, а наказание в виде штрафа справедливо назначено ниже низшего предела санкции статьи.
Проверив материалы жалобы и оригиналы административного дела, доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, считаю, что основания для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения не имеется.
Согласно ч.4 ст.18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Согласно п.7 ст.2 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ, сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно подп."а" п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ, постановке на учет по месту пребывания подлежат: временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подп. "а"-"д" п.1 и подп."а"-"в" п.2 ч.2 настоящей статьи (т.е. в случае нахождения в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги).
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
В соответствии со ст.22 Федерального закона РФ от 18.07.2006 N 109-ФЗ, постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев.
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных чч.3 и 3.1 ст.20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч.10 настоящей статьи). Далее передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи.
При нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания, либо в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.44 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9) по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Согласно п.31 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Федеральной миграционной службой.
Пункт 33 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 устанавливает, что администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Федеральной миграционной службы, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона РФ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 13 апреля 2016 года в ходе проверки деятельности индивидуального предпринимателя Щербак М.Г., проведенной Тверской межрайонной прокуратурой Москвы, установлен факт не исполнения ИП Щербак М.Г. обязанности принимающей стороны, в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан в РФ. В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Щербак М.Г. в срок по истечении одного рабочего дня, следующего за днем прибытия в место пребывания иностранного гражданина, т.е. до 09 марта 2016 года, не представил непосредственно, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, не направил почтовым отправлением, либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы банк уведомления о прибытии гражданина Республики Грузия Барнови В., который прибыл 08 марта 2016 года в место пребывания, расположенное по адресу: *** , в хостел, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Щербак М.Г. Указанными действиями ИП Щербак М.Г. нарушил требования п.3 ст.20 п.2 ст.22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", п.20 п.22 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9-ПП "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.18.9 КоАП РФ.
Вина ИП Щербак М.Г. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 19 апреля 2016 года; свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; ЕГРИП, договором аренды жилого помещения от 01.06.2015 N 14-А/2015 жилого помещения с договором перенайма; актом проверки; регистрационной картой хостела; сведениями ОУФМС РФ по району Тверской; объяснениями ИП Щербак М.Г. и иными имеющимися в деле доказательствами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ИП Щербак М.Г. в совершении вмененного ему деяния.
Вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ИП Щербак М.Г. требований является правомерным.
Необходимо отметить, что свою виновность ИП Щербак М.Г. не оспаривает, вопросов о признании доказательств недопустимыми не ставит.
Указание в постановлении и решении на дату проведения проверки "13 апреля 2016 года", является явной технической опиской, подлежащей исправлению в порядке, установленном ст.29.12.1 КоАП РФ, должностным лицом и судьей, их вынесшими.
Доводы жалобы ИП Щербак М.Г. о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного ИП Щербак М.Г. правонарушения, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствие с примечанием к ст.18.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
С доводом о суровости назначенного наказания согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
При назначении наказания должностное лицо учло личность виновного, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является особый режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Положения пп.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания применены справедливо, учтены исключительные обстоятельства, в связи с чем не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления в части назначенного административного наказания.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст.3.5, ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах полагаю, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Тверского районного суда Москвы от 28 декабря 2016 г., постановление заместителя начальника отдела УФМС России по Москве в ЦАО *** от 17 мая 2016 года о привлечении индивидуального предпринимателя Щербак М.Г. к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Докучаева А.Д. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.