Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "Мосгорэнерго" Т.А.Романчук на решение судьи Головинского районного суда г.Москвы от 17 января 2017 года, которым постановлено:
Постановление N *** от 10 октября 2016 года государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по ЦФО Соколик Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Мосгорэнерго" - оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО "Мосгорэнерго" - без удовлетворения.
установил:
Постановлением государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее Департамент Росприроднадзора по ЦФО) от 10.10.2016 года N ***.юридическое лицо - ОАО "Мосгорэнерго" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***
Не согласившись с данным постановлением, защитник ОАО "Мосгорэнерго" Романчук Т.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила об отмене постановления по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЦФО при вынесении постановления не были учтены обстоятельства, исключающие вину заявителя, и вина ОАО "Мосгорэнерго" в совершении правонарушения не была доказана.
Решением судьи Головинского районного суда г.Москвы от 17 января 2017 года вышеуказанное постановление было оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением районного суда, защитник ОАО "Мосгорэнерго" Романчук Т.А. подала жалобу в Московский городской суд, в которой просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание, а также не дана надлежащая правовая оценка тем обстоятельствам и доводам на которые ссылается заявитель, что в период с 01.07.2015 по 14.12.2015 (период отсутствия утвержденных ПНООЛР), ОАО "Мосгорэнерго" осуществлялась оплата отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов и таким образом, исходя из произведенных Заявителем оплат в период отсутствия ПНООЛР и оплат, произведенных после утверждения ПНООЛР, ОАО "Мосгорэнерго" не допустило превышения ПНООЛР, отходы, производимые обществом, не увеличили негативное воздействие на окружающую среду а само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и кроме того, на момент проведения проверки, ОАО "Мосгорэнерго" были самостоятельно устранены допущенные нарушения, приняты своевременные меры по согласованию нормативов, а это свидетельствует об отсутствии умысла на совершение правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника ОАО "Мосгорэнерго" Сёмина А.Д., поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст. 18 того же Закона, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с Положением о Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 года N 498, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой выездной проверки юридического лица - ОАО "Мосгорэнерго", юридический и фактический адрес: ***, соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства, проведенной на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 25 августа 2016 года N ***), 30 сентября 2016 года, в 15 часов 00 минут, установлено, что в результате хозяйственной деятельности ОАО "Мосгорэнерго" образуются отходы производства и потребления 1, 4, 5 классов опасности и ОАО "Мосгорэнерго" осуществляется обращение с отходами производства и потребления в части их накопления. Факт образования отходов подтверждается договорами на вывоз отходов, актами выполненных работ, журналом учета в области обращения с отходами, расчетами платы за негативное воздействие в части размещения отходов, сведениями 2-ТП отходы за 2015 год и иными документами. ОАО "Мосгорэнерго" разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на основании проектов утверждены документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N *** от 30.06.2010 г., сроком действия до 30.06.2015 г. В соответствии с документом утверждены нормативы размещения отходов на полигоне ***" ***
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N *** от 15.12.2015 г., сроком действия 15.12.2020 г., в соответствии с документом лимит на размещение отходов не установлен.
В период с 01.07.2015 г. по 14.12.2015 г. у ОАО "Мосгорэнерго" отсутствовали утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что является нарушением ст.ст.11, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ОАО "Мосгорэнерго" в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, нормы права применены правильно.
Факт совершения юридическим лицом - ОАО "Мосгорэнерго" административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и вина Общества в его совершении подтверждаются: : протоколом об административном правонарушении от 06 октября 2016 года, составленным в отношении ОАО "Мосгорэнерго" уполномоченным должностным лицом; приказом о проведении плановой выездной проверки от 25 августа 2016 года; актом проверки от 30 сентября 2016 года; регистрационными документами и Уставом ОАО "Мосгорэнерго" и иными материалами дела.
Действия ОАО "Мосгорэнерго" правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в период с 01.07.2015 по 14.12.2015 (период отсутствия утвержденных ПНООЛР), ОАО "Мосгорэнерго" осуществлялась оплата отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов и таким образом, исходя из произведенных Заявителем оплат в период отсутствия ПНООЛР и оплат, произведенных после утверждения ПНООЛР, ОАО "Мосгорэнерго" не допустило превышения ПНООЛР, отходы, производимые обществом, не увеличили негативное воздействие на окружающую среду а само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и кроме того, на момент проведения проверки, ОАО "Мосгорэнерго" были самостоятельно устранены допущенные нарушения, приняты своевременные меры по согласованию нормативов, а это свидетельствует об отсутствии умысла на совершение правонарушения, не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку не опровергают выводы суда о наличии в действиях ОАО "Мосгорэнерго" состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом учитываю, что в судебное заседание Московского городского суда защитник ОАО "Мосгорэнерго" Семин А.Д. признал факт и состав вмененного Обществу административного правонарушения и вину Общества в его совершении.
С доводом жалобы ОАО "Мосгорэнерго" о том, что данное административное правонарушение, является малозначительным нельзя согласиться.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, т.е. существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, а потому действия ОАО "Мосгорэнерго" признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность постановленного судом решения и не могут служить основанием для отмены решения судьи.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения.
Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ОАО "Мосгорэнерго" по делу не усматривается.
Административное наказание ОАО "Мосгорэнерго" назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, по делу не имеется, поэтому доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Оснований для отмены решения судьи, а также постановления и решения должностных лиц не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Головинского районного суда г.Москвы от 17 января 2017 года и Постановление N *** от 10 октября 2016 года государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по ЦФО Соколик Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Мосгорэнерго" - оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО "Мосгорэнерго" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.