Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главного государственного врача по ЮВАО г.Москвы ***Ю.В. на решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 02 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Тандер",
установил:
постановлением Главного государственного врача по ЮВАО г.Москвы ***Ю.В. N***года АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник АО "Тандер" по доверенности *** В.И. подал на него жалобу в Кузьминский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 02 марта 2017 года данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В настоящее время в Московский городской суд г. Москвы Главный государственный врач по ЮВАО г.Москвы *** Ю.В. обжалует указанное решение судьи по доводам поданной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судьей норм материального права, на несоответствие выводов оспариваемого решения фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
В судебное заседание Главный государственный врач по ЮВАО г.Москвы *** Ю.В., будучи извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, доказательств причин своей неявки не представила, с ходатайством об отложении слушания дела не обращалась, явку защитника не обеспечила, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Защитник АО "Тандер" по доверенности *** В.И. в суде возражал против удовлетворения указанной жалобы по доводам приобщенных к материалам дела письменных возражений.
Проверив материалы дела, изучив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснение защитника АО "Тандер", нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 8.2. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
На основании ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. ст. 11, 22 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 2.7 санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 установлено, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Признавая АО "Тандер" виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходило из того, что в *** час. ***года в ходе проведения внеплановой выездной проверки АО "Тандер" по адресу: г.Москва, ***, было выявлено, что в нарушение требований ст.ст.11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них производственного сырья и пищевых продуктов", в хозяйственной зоне отсутствует площадка для сбора мусора и пищевых отходов, контейнеры расположены в непосредственной близости к магазину (мене 25 метров), не закрыты крышкой, отсутствует разделение пищевых и бытовых отходов.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
При этом судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, на что прямо указано в ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении 02 марта 2017 года обжалуемого решения данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены не были, законность и обоснованность вынесенного постановления должностного лица административного органа, доводы поданной жалобы судьей надлежащим образом не проверены, в полной мере не исследованы обстоятельства дела, что является существенным процессуальным нарушением.
Отменяя данное постановление должностного лица в связи с неверной квалификацией выявленного административного правонарушения и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда сочла, что выявленные в АО "Тандер" нарушения непосредственно не связаны с обращением с отходами потребления, отсутствие площадки для сбора мусора и пищевых отходов, расположение не закрытых крышкой контейнеров в непосредственной близости к магазину (мене 25 метров), отсутствие разделения пищевых и бытовых отходов не могут расцениваться как несоблюдение экологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в смысле, придаваемом правонарушению, предусмотренному ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоящие в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при осуществлении деятельности АО "Тандер", связанные с размещением и содержанием контейнерной площадки и контейнерами по сбору мусора, должно квалифицироваться по статье 6.3 КоАП РФ, поскольку данная статья носит общий характер, а квалификация по статье 8.2 КоАП РФ относится к специальным правоотношениям, связанным с несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве не доказаны правовые и фактические основания для привлечения АО "Тандер" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом того, что указанное Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
С таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании правовых норм.
Объектом вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объективная сторона административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В данном случае, вопреки выводам судьи, из материалов дела усматривается, что АО "Тандер" к административной ответственности привлекается не за осуществление специализированной деятельности в области обращения с отходами, а за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований юридическими лицами, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, что судьей учтено не было.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемое решение судьи подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет один год.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение об отмене решения судьи, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом, дело может быть направлено на новое рассмотрение лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку по настоящему делу такая возможность не утрачена, так как на момент рассмотрения жалобы должностного лица административного органа срок давности привлечения АО "Тандер" к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное, исследовать доказательства, свидетельствующие о допущенных АО "Тандер" нарушениях, в том числе и те, на которые ссылается в оспариваемом постановлении должностное лицо административного органа, проверить доводы поданной защитником в интересах АО "Тандер" жалобы в полном объёме, с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого решения, указанием на нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, со ссылками на исследованные доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела, и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 02 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО "Тандер" отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.