Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу С. А.А. на постановление заместителя государственного инспектора г. Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 28 октября 2016 г. и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя государственного инспектора г. Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 28 октября 2016 г. генеральный директор ЗАО "ДЦ "Семеновский" С. А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 КоАП Москвы, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба С. А.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, С. А.А. ставит вопрос об отмене всех состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что он является ненадлежащим субъектом правонарушения, поскольку ЗАО "ДЦ "Семеновский" не эксплуатирует находящееся в его собственности здание, а сдает его в аренду, в связи с чем деятельность Общества не приводит к образованию отходов, в качестве собственников которых выступают арендаторы помещений в указанном здании; площадка для сбора отходов не может быть организована в пределах предоставленного Обществу по договору аренды земельного участка, поскольку он находится в границах расположенного на нем здания; в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановая проверка Общества, по результатам которой было выявлено вменяемое ему (С.) правонарушение, проведена незаконно, поскольку ЗАО "ДЦ "Семеновский" относится к категории микропредприятий и было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, ведение которого до 01 июля 2016 г. осуществлялось Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
В судебное заседание Московского городского суда С. А.А., будучи извещенным о месте и времени судебного разбирательства через его защитника А. С.В., а также защитник С. А.А. - А. С.В., действующая на основании доверенности (л.д. 205) не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы С. А.А. в их отсутствие.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, нахожу постановление должностного лица и судебное решение законными и обоснованными.
Согласно ст. 4.42 КоАП Москвы административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
В соответствии со ст. 7 Закона Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" (далее - Закон N 68) производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны в том числе выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются. При этом временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил (п. 3 ст. 8 Закона N 68).
Пунктом 3 ст. 8 указанного закона установлено, что временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Согласно п. 3.7 Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утв. постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 (далее - Требования), размещение мест временного хранения отходов производства и потребления на территории природопользователей и их площадь определяются рабочим проектом строительства (реконструкции) данного объекта, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с установленным лимитом (объемом) разрешения временного хранения отходов
В силу п. 4.1 Требований временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Пунктом 4.6.1 Требований предусмотрено, что открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления представляет собой специально выделенный и оборудованный участок, предназначенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности.
В зависимости от состава и свойств хранящихся отходов, а также от типа применяемой тары открытая площадка может быть оборудована навесом или не иметь его.
В п. 4.6.2 вышеназванного акта определены требования, предъявляемые к открытой площадке временного хранения отходов производства и потребления.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды от 27 апреля 2016 г. N М-03-048945697 ЗАО "ДЦ "Семеновский" арендует земельный участок площадью 638 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ***. На данном земельном участке находится здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, помещения которого используются для сдачи в аренду.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в период с 04 по 31 октября 2016 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента от 31 августа 2016 г. в отношении ЗАО "ДЦ "Семеновский", установлено, что во дворе указанного здания Общество организовало открытую площадку для временного накопления твердых бытовых отходов, которая в целях предотвращения доступа к ней посторонних лиц не огорожена забором или сеткой рабицей, не спланирована с учетом образующихся отходов и не защищена от подтопления поверхностными водами.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20 октября 2016 г.
24 октября 2016 г. по факту выявленных нарушений в отношении генерального директора ЗАО "ДК "Семеновский" С. А.А. старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 КоАП Москва, на основании которого С. А.А. привлечен к административной ответственности.
Факт совершения С. А.А. административного правонарушения и его виновность подтверждаются материалами проверки, проведенной должностными лицами Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, протоколом об административном правонарушении, учредительными документами ЗАО "ДЦ "Семеновский", договором аренды земельного участка от 27 апреля 2016 г. с приложенным к нему кадастровым паспортом земельного участка, журналом движения и обращения с отходами и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности С. А.А.
Утверждение заявителя о том, что он является ненадлежащим субъектом ответственности, поскольку ЗАО "ДЦ "Семеновский" не эксплуатирует находящееся в его собственности здание, а сдает его в аренду, в связи с чем деятельность Общества не приводит к образованию отходов, состоятельным признать нельзя.
Согласно п. 12 ст. 1 Закона N 68 производитель отходов - субъект хозяйственной и иной деятельности, физическое лицо, в процессе деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со ст. 7 названного закона производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны в том числе соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы; выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются.
Учитывая, что в самом Законе N 68 понятие обращения с отходами, упомянутое в его ст. 7, непосредственно не раскрывается, оно может быть определено в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно ст. 1 названного Федерального закона обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В свою очередь, под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Анализ приведенных норм во взаимосвязи с положениями Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утв. постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68, позволяет сделать вывод о том, что требования, установленные правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов распространяются на всех субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, в том числе по накоплению отходов на занимаемых ими земельных участках, а не только на тех из них, которые являются собственниками соответствующих отходов до момента их сбора и размещения, как полагает заявитель.
При этом должностным лицом и судьей районного суда достоверно установлено, что несоблюдение экологических требований при накоплении отходов производства и потребления выявлено на арендуемом ЗАО "ДЦ "Семеновский" земельном участке.
Согласно договору аренды земельного участка от 27 апреля 2016 г., заключенному между Департаментом городского имущества г. Москвы и Обществом, последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером *** площадью 638 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ***, вид разрешенного использования участка: для эксплуатации здания под административные цели (л.д. 117-124).
Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что проверка, по результатам которой С. А.А. был привлечен к административной ответственности по ст. 4.42 КоАП Москвы, проводилась именно на данном земельном участке, на котором и было выявлено временное хранение твердых бытовых отходов с нарушением положений п.п. 3.7, 4.1, 4.6.1, 4.6.2 Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утв. постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68.
С учетом изложенного, должностным лицом и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о том, что временное хранение на земельном участке отходов связано с деятельностью ЗАО ДЦ "Семеновский" по фактическому использованию арендуемого земельного участка при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией здания под административные цели.
Таким образом, вопреки утверждению в жалобе, к административной ответственности по ст. 4.42 КоАП Москвы С. А.А. правомерно привлечен за то, что он, будучи генеральным директором ЗАО "ДЦ "Семеновский", допустил временное хранение твердых бытовых отходов на арендуемом Обществом земельном участке.
Более того, как следует из материалов дела и не отрицается самим заявителем, Общество вело журнал движения и обращения с отходами (л.д. 145) и заключало договоры на оказание услуг по сбору, вывозу и переработке ртутьсодержащих отходов (л.д. 146-152).
Указанные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, позволяют сделать вывод о том, что действия С. А.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП Москвы и природоохранного законодательства г. Москвы.
Доказательств невозможности соблюдения С. А.А. экологических требований, предъявляемых нормативными правовыми актами г. Москвы к открытым площадкам временного хранения отходов производства и потребления, в силу обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений ст. 2.2 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя. В связи с этим утверждение в жалобе об обратном, в том числе о том, что площадка для сбора отходов объективно не могла быть организована в пределах предоставленного Обществу по договору аренды земельного участка, не может повлечь отмену состоявшихся по делу решений.
Равным образом нельзя принять во внимание довод жалобы о том, что в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановая проверка Общества, по результатам которой было выявлено вменяемое С. А.А. правонарушение, проведена незаконно, поскольку ЗАО "ДЦ "Семеновский" относится к категории микропредприятий и было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, ведение которого до 01 июля 2016 г. осуществлялось Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт (ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки в отношении ЗАО "ДЦ "Семеновский") установлено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
При этом в ч. 1 ст. 4.1 названного закона определено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" таким органом является ФНС России.
Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что положения ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ распространяются лишь на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется ФНС России.
Вместе с тем по сведениям ФНС России, размещенным в сети "Интернет" на сайте www.nalog.ru, ни на момент издания распоряжения о проведении плановой выездной проверки, ни на момент проведения проверки Общество не было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, оснований для исключения ЗАО "ДК "Семеновский" из числа организаций, включенных в ежегодный план проверок на 2016 г. у Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы не имелось.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено С. А.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 4.42 КоАП Москвы.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя государственного инспектора г. Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 28 октября 2016 г. и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 КоАП Москвы, в отношении генерального директора ЗАО "ДК "Семеновский" С. А.А. оставить без изменения, жалобу С. А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.