Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волковой Я.Ю.
судей Ивановой Т.С.
Лузянина В.Н.
при секретаре Черновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бусика А.И. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации в установленном размере, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 02.03.2017.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения истца Бусика А.И., его представителя - ( / / )4 (по ордеру от ( / / ) N объяснения представителя истца - ( / / )5 (по устному ходатайству), представителя ответчика - ( / / )6 (доверенность от ( / / ) сроком действия по ( / / )), судебная коллегия
установила:
Бусик А.И. обратился в суд с указанным иском. В обоснование своих требований указывал на то, что в период с ... проходил действительную срочную военную службу на территории Республики Афганистан, получил ранение и перенес ... ( / / ) по результатам медико-социальной экспертизы ему бессрочно присвоена вторая группа инвалидности с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, что подтверждается справкой МСЭ-2001 N. С ( / / ) Бусику А.И. в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплачивается государственная пенсия по первой группе инвалидности. С ( / / ) ему, как инвалиду вследствие военной травмы, выплачивается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. С ( / / ) также выплачивается ежемесячная денежная компенсация (далее по тексту - ЕДК) как инвалиду вследствие военной травмы согласно Федеральному закону от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В период с ( / / ) по ( / / ) истец получал ЕДК в размере ... , как инвалид первой группы инвалидности. С ( / / ) произвольным решением Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга размер указанной денежной компенсации снизило до суммы ежемесячной денежной выплаты, установленной для инвалидов второй группы в размере ... С принятым решением ответчика истец не согласен, поскольку его группа инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности третьей степени приравнивается к инвалидам первой группы инвалидности, инвалидность установлена ему бессрочно еще в 2004 году, данная выплата должна быть возвращена и выплачиваться как была установлена первоначально, и, помимо этого, должна индексироваться исходя из уровня инфляции.
С учетом изложенного полагал о наличии долга ответчика за период с ( / / ) по ( / / ) в сумме ... , а также просил обязать ответчика установить и выплачивать с ( / / ) ЕДК в размере ... и взыскать с ответчика в пользу Бусика А.И. денежные средства в размере ... в счет расходов, понесенных на оплату юридических услуг.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 02.03.2017 исковые требования Бусика А.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 02.03.2017 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов жалобы указал, что до вступления в силу Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее по тексту - Федеральный закон N 306-ФЗ) истцу денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, ответчиком не производились. Истец состоит на учете в управлении как инвалид 2 группы 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие военной травмы (на основании справки МСЭ-2001 N от ( / / )). На основании Федерального закона N 306-ФЗ определены размеры пенсий, ежемесячных денежных выплат и предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи с учетом группы инвалидности и имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности. Положения указанного закона не распространяются на отношения, связанные с выплатой органами социальной защиты населения ЕДК в возмещение вреда, причиненного здоровью. Ссылается на то, что в указанном законе, положения о приравнивании инвалида второй группы, имеющего третью степень ограничения, к инвалидам первой группы, отсутствуют. Указывает на то, что с мая 2012 финансирование расходов по выплате ЕДК осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации через Федеральную службу по труду и занятости, в ходе проведенной в 2013 проверки органов социальной защиты субъектов Российской Федерации были выявлены нарушения при назначении ЕДК, в том числе несоблюдение требования Федерального закона N 306-ФЗ, согласно которому размер ЕДК устанавливается в зависимости от группы инвалидности, а не степени ограничения способности к трудовой деятельности. Полагает, что взысканные судебные расходы не доказаны, являются несоразмерными и необоснованными.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бусику А.И. ( / / ) установлена 2 группа инвалидности вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности. Истец с ( / / ) является получателем ЕДК в возмещение вреда здоровью как инвалид 2 группы 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие военной травмы в соответствии с нормами Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ в размере ... , с ( / / ) размер указанной денежной компенсации ответчиком снижен до ...
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь п. 1 ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 213-ФЗ), п. 1 ч. 13 ст. 3, ч. 2 ст. 5,, п. 1 ст. 7 Федерального закона N 306-ФЗ, ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что установленная ответчиком с ( / / ) сумма ЕДК в размере ... не подлежит перерасчету в сторону уменьшения.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, полагая заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 26.12.2002 N 17-П и от 20.10.2010 N 18-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки в случае признания их инвалидами вследствие военной травмы, законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предусмотрел в ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2012, для лиц, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (то есть в результате военной травмы), право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью, в размере, обусловленном группой инвалидности.
Согласно названной правовой норме при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ЕДК в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) ... - инвалиду I группы; 2) ... - инвалиду II группы; 3) ... - инвалиду III группы.
По своей правовой природе, установленная в ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ ЕДК предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, она не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности.
Единовременные пособия и ЕДК, предусмотренные ч.ч. 8 - 10, 12 и 13 названной статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 15 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).
Размеры установленных Федеральным законом N 306-ФЗ ежемесячных компенсаций, в том числе ЕДК в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, в силу ч. 17 ст. 3 этого же Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 142 утверждены Правила выплаты ЕДК, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (далее по тексту - Правила).
Исходя из положений п. 10 Правил ЕДК в возмещение вреда, причиненного здоровью, установленная ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением ЕДК считается день подачи заявления с документами, указанными в п. 4 Правил. В силу п. 4 Правил эта компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ в связи с вступлением в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня его вступления в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.
Введенная ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ норма о праве инвалидов вследствие военной травмы на выплату ЕДК в возмещение причиненного здоровью вреда в твердой денежной сумме в зависимости от установленной группы инвалидности является элементом данного публично-правового механизма.
Федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина в связи с исполнением им обязанностей военной службы, введено правовое регулирование этих отношений в Федеральном законе N 306-ФЗ, вступившем в силу с 01.01.2012.
Как было указано выше, при повторном переосвидетельствовании истец был признан инвалидом 2 группы 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности с причиной "военная травма" (справа МСЭ-2001 от ( / / ) N), инвалидность установлена без срока переосвидетельствования.
Во исполнение п. 2 ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ Бусику А.И. с ( / / ) ответчиком, была назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере ... , как инвалиду 2 группы.
Вопреки выводам суда первой инстанции, оснований для применения к указанным правоотношениям п. 1 ч. 4 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ, в соответствии с которым гражданам, признанным в установленном порядке до ( / / ) инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке: 1) по I группе инвалидности - инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам I группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам II и III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени, судебная коллегия не усматривает.
Как верно указано автором жалобы до вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ истцу денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, ответчиком не производились.
Поскольку ЕДК истцу установлена после вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ, установление ему выплаты в размере соответствующей инвалиду второй группы является правомерным. Вывод суда и доводы истца о том, что денежная компенсация должна быть определена как инвалиду 1 группы, а не 2 группы не основаны на законе.
Изначально определенный истцу с ( / / ) размер ЕДК ... , как инвалиду 2 группы 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, приравненного к инвалиду 1 группы, был ошибочно установлен ответчиком с учетом п. 1 ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ не подлежащего применению при определении суммы ЕДК по ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. По этим же основаниям судом неверно применены положения ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ, ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ответчика по выплате истцу ЕДК за период с ( / / ) по ( / / ) в сумме ... , установлении и выплате с ( / / ) ЕДК в размере ... коп., в том числе производных от них требований о взыскании расходов на представителя.
При таком положении в силу пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм процессуального права и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела), решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 02.03.2017 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бусика А.И. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ( / / ) по ( / / ) в сумме ... , расходов на представителя в размере ... , возложении обязанности установить и выплачивать Бусику А.И. с ( / / ) ежемесячную денежную компенсацию в размере ... - отказать.
Председательствующий Волкова Я.Ю.
Судьи Лузянин В.Н.
Иванова Т.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.