Судья Архангельского областного суда Вершинин А.В., рассмотрев жалобу Журавковой Зои Васильевны на решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 апреля 2017 года,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО 1 N 8-ПП/2016-6/159/03-19/21/22 от 16 августа 2016 года должностное лицо - директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Гимназия N25" (далее - МБОУ "Гимназия N25", общеобразовательное учреждение) Журавкова З.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 апреля 2017 года указанное постановление по жалобе Журавковой З.В. оставлено без изменения.
В жалобе в областной суд Журавкова З.В. просит отменить решение судьи районного суда.
В судебном заседании областного суда защитник Журавковой З.В. - ФИО 2 доводы жалобы поддержала.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судом установлено, что в ходе выездной проверки в период с 15 июня 2016 года по 12 июля 2016 года государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономной округе в МБОУ "Гимназия N25" выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основанием для привлечения должностного лица Журавковой З.В. к административной ответственности по частям 1,4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что:
- уборщики служебных и производственных помещений ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9, ФИО 10, ФИО 11, ФИО 12, ФИО 13, ФИО 14 не обеспечены перчатками с полимерным покрытием - 6 пар на год и средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее;
- мойщики посуды ФИО 15, ФИО 16 не обеспечены нарукавниками из полимерных материалов - до износа;
- слесарь-сантехник ФИО 17 не обеспечен сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском - 1 пара на год и средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее;
- дворник ФИО 18 не обеспечен сапогами резиновыми с защитным подноском - 1 пара на год и перчатками с полимерным покрытием - 6 пар на год;
- столяр ФИО 19 не обеспечен фартуком из полимерных материалов с нагрудником - 2 штуки на год, сапогами резиновыми с защитным подноском - 1 пара на год, перчатками с полимерным покрытием - 12 пар на год или с точечным покрытием - до износа, перчатками резиновыми или из полимерных материалов - 2 пары на год, щитком защитным лицевым или очками защитными - до износа, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее.
В силу пункта 5 части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Пунктом 6 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частью 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной зашиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 N290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу пункта 6 указанных Правил работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Государственные нормативные требования об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной зашиты, направлены на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью работников.
В связи с чем, статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.
Соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, и не ставится в зависимость от личного усмотрения работодателя.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В Примечании к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснено, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты" принят решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N878.
Согласно пункту 1.4 Регламента средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении N1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
В силу пункта 5.5 раздела 5 Регламента при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.
Ко второму классу относятся средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя и которые подлежат обязательной сертификации.
Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты простой конструкции и относящихся к первому классу, является нарушением статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации и Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N 290н.
Являясь директором МБОУ "Гимназия N 25", Журавкова З.В., по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к должностным лицам.
Работодателем вышеуказанных работников является МБОУ "Гимназия N25".
Таким образом, директор МБОУ "Гимназия N25" Журавкова З.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о назначении наказания с учетом применения части 3.2 и 3.3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут служить основанием для пересмотра решения судьи районного суда, поскольку данные положения касаются привлечению к административной ответственности юридических лиц.
Что касается снижения административного штрафа ниже низшего предела в отношении должностного лица, то данному доводу в решении судьи районного суда дана надлежащая и правильная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Как правильно указано судьей районного суда, оснований для применения части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нет, поскольку минимальный размер административного штрафа для должностного лица составляет менее пятидесяти тысяч рублей.
Финансовое положение Журавковой З.В. не является самостоятельным основанием для снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
Административное наказание назначено Журавковой З.В. в пределах санкции частей 1,4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного постановления, не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу Журавковой Зои Васильевны - без удовлетворения.
Судья А.В. Вершинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.