Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж,
судей Анненковой К.К., Султанова Р.А.,
с участием прокурора Пасечник Е.И.,
при секретаре Ширяевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска Оренбургской области, действующего в интересах Печеркина А.В., к администрации г.Орска Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 23 декабря 2016 года,
установила
Прокурор Октябрьского района города Орска Оренбургской области, действуя в интересах Печеркина А.В., (дата), обратился в суд с иском к администрации г.Орска Оренбургской области, указав в его обоснование, что прокуратурой Октябрьского района г. Орска Оренбургской области проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой установлено, что Печеркин А.В. относится к категории детей-сирот, так как ***
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от (дата) Печеркин А.В. включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достиг возраста 18 лет, закончил образовательное учреждение, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Истец просил суд обязать ответчика предоставить Печеркину А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Калимулин Р.Р. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО г. Орск Оренбургской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск просил отказать в удовлетворении искового заявления по тем основаниям, что решение суда не должно предоставлять истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным ранее в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию городской круг, муниципальный район в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в список.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 декабря 2016 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования город Орск Оренбургской области предоставить Печеркину А.В., (дата) рождения, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Администрация города Орска Оренбургской области в апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Печеркин А.В., представитель администрации города Орска, представитель Правительства Оренбургской области, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статей 2, 19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ (введена Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Печеркин А.В. родился (дата) в ***
***.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от (дата) N *** над несовершеннолетним Печеркиным А.В. установлена опека, опекуном назначена его сестра В. Е.В.
Таким образом, Печеркин А.В. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до достижения им возраста 18 лет.
Из справки администрации Ленинского района г. Орска Оренбургской области Печеркин А.В. зарегистрирован совместно со своей сестрой П. Е.В., племянницей В. Е.В. по адресу: (адрес)
Согласно справке ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от (дата) указанный жилой дом числится как неплановое строение.
Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) следует, что права на объекты недвижимого имущества за Печеркиным А.В. не зарегистрированы.
Постановлением администрации г. Орска от (дата) N *** Печеркин А.В. признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, под N ***
Из диплома о среднем профессиональном образовании следует, что Печеркин А.В. в *** году окончил ГАПОУ " ***" по специальности " ***".
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Печеркин А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, достиг возраста 18 лет, при этом окончил образовательное учреждение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на администрацию муниципального образования город Орск Оренбургской области обязанность предоставить Печеркину А.В. благоустроенное, применительно к данному населенному пункту жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; решение суда не должно предоставлять истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву. Соответственно, после достижения возраста 18 лет и получения Печеркиным А.В. профессионального образования у органа местного самоуправления в силу закона возникает обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Доводы автора жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания Печеркина А.В. по адресу: (адрес), судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку органом местного самоуправления принято решение о признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения, следовательно дана оценка факту невозможности использования для проживания непланового строения.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.