Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу *** ООО " ***" Зенгера Д.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 10 марта 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда
г. Орска Оренбургской области от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** ООО " ***" Зенгера Д.В.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 10 марта 2017 года *** ООО " ***" (далее - ООО " ***") Зенгер Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере
50 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 апреля 2017 года постановление мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 10 марта 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Зенгер Д.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 10 данных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290. В него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов; надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах; надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме.
Как усматривается из материалов дела, ООО " ***" осуществляет управление многоквартирным домом N *** по ул. *** в г. *** на основании договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 03 ноября 2016 года N ***. ООО " ***" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 23 марта 2016 года N ***.
Согласно имеющемуся в материалах дела акту от 01 декабря 2016 года при обследовании указанного многоквартирного дома выявлено его ненадлежащее техническое состояние, а именно: отметы водосточных труб установлены выше требуемой высоты (на 20-40 см выше уровня тротуаров), что является нарушением п. 4.2.1.11 Правил N 170, п. 7 Перечня N 290; имеются повреждения в электрической сети жилого дома: отсутствие и неисправность плафонов, лампочек (1, 2 подъезд), что является нарушением п. 5.6.6 Правил N 170 и п. 20 Перечня N 290; имеются неисправности состояния окон лестничных клеток: местами - отсутствие остекления второго контура, остекление отдельными полосами, отсутствует фурнитура на окнах - ручки, скобянки (1 подъезд), что является нарушением п. 4.8.14 Правил
N 170 и п. 13 Перечня N 290; имеются неисправности теплоизоляции трубопроводов системы отопления в подвальном помещении, что является нарушением п.п. 5.2.22, 2.6.7, 2.6.6 Правил N 170 и п. 18 Перечня N 290.
На основании акта проверки от 01 декабря 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, согласно которому директор ООО " ***" Зенгер Д.В. свои служебные обязанности исполнял ненадлежащим образом, нарушил лицензионные требования, установленные ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года
N 491, подп. "а" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110.
Факт осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований подтвержден собранными по делу доказательствами и доводами жалобы не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, *** ООО " ***" Зенгер Д.В., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе заявитель указывает на то, что в утвержденный представителем дома план работ по текущему ремонту на 2016-2017 год были включены работы, которые в акте проверки указаны в качестве нарушений. Поскольку данные работы были выполнены в декабре 2016 года, по мнению заявителя, директором ООО " ***" приняты все возможные меры для предотвращения и устранения нарушений.
Данный довод жалобы нельзя признать заслуживающим внимания.
Обязанность управляющей организации по созданию благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме не может ставиться в зависимость от решений собственников о проведении текущего ремонта. Поскольку своевременно не были приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, бездействие *** ООО " ***" Зенгера Д.В. правильно квалифицировано в соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При этом действующее законодательство не ставит сроки проведения вышеуказанных работ в зависимость от сроков проведения запланированных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В жалобе заявитель просит прекратить производство по делу по мотиву малозначительности совершенного административного правонарушения.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное Зенгером Д.В. административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку нарушают право собственников жилых помещений на безопасные условия проживания, а потому такое правонарушение по своему характеру не может являться малозначительным.
Такое обстоятельство, как добровольное устранение выявленных нарушений не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. Оно в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
Постановление о привлечении Зенгера Д.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, от 10 марта 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Зенгера Д.В. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.