Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чурсина Д.В. на постановление заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району от 5 апреля 2017 года и решение судьи Задонского районного суда Липецкой области от 17 мая 2017 года, вынесенные в отношении Чурсина Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району от 5 апреля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Задонского районного суда Липецкой области от 17 мая 2017 года, Чурсин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб..
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, Чурсин Д.В. просит об отмене постановления должностного лица административного органа и судебного решения, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отмене постановления заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району от 5 апреля 2017 года и решения судьи Задонского районного суда Липецкой области от 17 мая 2017 года по следующим основаниям.
Статьей 14.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Чурсин Д.В. примерно в 10 час. 00 мин. 5 апреля 2017 года в районе "адрес" км. автодороги "адрес" "адрес" в "адрес" в прицепе к принадлежащему ему на праве собственности автомобилю " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, осуществлял перевозку лома черного металла весом около 100 кг. без документов, подтверждающих право собственности на перевозимый лом черных металлов.
Должностным лицом административного органа в отношении Чурсина Д.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 КоАП РФ, за нарушение п.2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года N 369.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Чурсина Д.В. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Однако с постановлением должностного лица согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года N 369, установлено, что физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
Указанное требование нормы права распространяется на случаи отчуждения указанного имущества, но не его транспортировки.
Вопросы оборота лома и отходов черных металлов в виде его транспортировки, регулируются пунктом 20 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства от 11 мая 2001 года N 369, которым предусмотрено, что при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами: а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией: путевой лист; транспортная накладная; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3; б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления: путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей); транспортная накладная и копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.
Данные требования распространяются в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Вместе с тем, это не означает, что граждане не имеют право осуществлять перевозку транспортными средствами собственного металлического лома.
В силу статьи 13.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", Общих положений Правил, а также пункта 1 Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" граждане могут осуществлять владение, пользование и распоряжение в отношении собственного металлического лома установленными законами способами.
Реализация права гражданина на отчуждение собственного металлического лома связана с необходимостью его доставки приобретателю. При значительной массе металлического лома предполагается, что такая доставка возможна не иначе как транспортным средством.
Таким образом, транспортировка металлического лома непосредственно гражданином, которому он принадлежит, исходя из конкретных обстоятельств дела, является реализацией им права на отчуждение металлического лома.
При этом Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства от 11 мая 2001 года N 369, не содержат требований о том, что при транспортировке собственного металлического груза у гражданина должны быть в наличии документы, подтверждающие право собственности на него.
Из материалов дела следует, что Чурсин Д.В. осуществлял транспортировку собственного металлического лома на принадлежащем ему на праве собственности автомобиле.
Указанное обстоятельство подтверждается первоначальными его письменными объяснениями, справкой уличкома, свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок, свидетельством о регистрации транспортного средства, протоколом осмотра места происшествия в их совокупности.
Доказательств, опровергающих факт принадлежности металлического лома Чурсину Д.В., в материалах дела не имеется.
Таким образом, содержание материалов дела позволяет сделать вывод о наличии у Чурсина Д.В. с учетом приведенного законодательства права на перевозку собственного металлического лома без правоустанавливающих документов.
Иные нарушения Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства от 11 мая 2001 года N 369, ему не вменялись (в частности, без удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов) ему не вменялись и предметом рассмотрения заместителем начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району не являлись. Соответственно, оснований для выхода за пределы вменяемого Чурсину Д.В. правонарушения, не имеется.
При изложенных обстоятельствах вывод заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району и судьи Задонского районного суда Липецкой области о нарушении Чурсиным Д.В. п.2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства от 11 мая 2001 года N 369, и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статье й14.26 КоАП РФ, является неправильным, сделан без учета указанных выше положений норм права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району от 5 апреля 2017 года и решение судьи Задонского районного суда Липецкой области от 17 мая 2017 года, вынесенные в отношении Чурсина Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела - начальника полиции ОМВД России по Задонскому району от 5 апреля 2017 года и решение судьи Задонского районного суда Липецкой области от 17 мая 2017 года, вынесенные в отношении Чурсина Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья /подпись/ А.В. Поддымов
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.