судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Степановой Н.Н., Торговченковой О.В.,
при секретаре Лакомовой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Чурсина А.И. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 апреля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чурсину А.И. к ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области о признании незаконным решения, признании права постановки на учет для предоставления единовременной выплаты - отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чурсин А.И. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области о признании незаконным решения, признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что проходит службу в УФСИН России по Липецкой области, имеет общую продолжительность службы более 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт в подкомиссию УФСИН России по Липецкой области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет по мотиву отсутствия необходимых документов и совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий в "данные изъяты" году. Считая решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, Чурсин А.И. просил признать за ним право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на одного человека с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области Карлова Ю.А. иск не признала, считая решение комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, поскольку при рассмотрении пакета документов, представленных истцом, комиссия выявила нарушение пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. По представленным истцом документам у комиссии не имелось возможности оценить обеспеченность заявителя жильем за 5 лет, предшествующих обращению в комиссию.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Чурсин А.И. просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав объяснения истца Чурсина А.И. и его представителя адвоката Амбурцевой Т.Д., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области Карловой Ю.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4).
Членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются несовершеннолетние дети (ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Таким образом, действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Исходя из положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чурсин А.И. проходит службу в должности начальника караула отдела охраны ФКУ "ИК N 6 УФСИН России по Липецкой области". Общая продолжительность службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении составляет более 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Чурсин А.И. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Липецкой области с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи один человек. К заявлению истец приложил копии паспорта, свидетельства о расторжение брака с Чурсиной Е.В., свидетельства о регистрации по месту пребывания o т ДД.ММ.ГГГГ N N, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, справку о продолжительности службы, расширенную выписку из домовой книги (поквартирной карты) собственника на квартиру, расположенную по адрес: "адрес", выписку из финансово-лицевого счета в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах Чурсина А.И. на объекты недвижимого имущества, справку сельского поселения Елец-Лозовского сельсовета Хлевенского района, справку из паспортного стола.
Рапорт истца зарегистрирован в книге учета N 1 заявлений (рапортов) на получение единовременной социальной выплаты УФСИН России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. N).
Как следует из протокола заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Липецкой области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N N, утвержденного начальником УФСИН РФ по Липецкой области, подкомиссия, изучив представленные истцом документы, указала на то, что при проживании по адресу: "адрес" на одного проживающего приходилось более "данные изъяты" кв.м., а с момента прекращения регистрации Чурсина А.И. по указанному адресу прошло менее 5 лет. Ссылаясь на то, что территориальные подкомиссии не наделены полномочиями по рассмотрению вопросов, связанных с ухудшением жилищных условий, подкомиссия приняла решение направить материал в отношении Чурсина А.И. в комиссию ФСИН России (л.д. N).
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ Чурсину А.И. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, а также на основании п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий в "данные изъяты" году (л.д. N).
Как следует из протокола заседания комиссии, основанием для принятия такого решения явились следующие обстоятельства:
Заявитель состоял в браке с Чурсиной Е.В., брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ., имеет сына Чурсина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство о рождении сына не представлено.
Заявитель временно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. по адресу: "адрес". Общая площадь жилого помещения и собственник не известны. Свидетельство о государственной регистрации права, выписка из домовой книги и финансового лицевого счета не представлены.
Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу: "адрес", общая площадь жилого помещения "данные изъяты" кв.м., где постоянно было зарегистрировано 3 человека, собственником является сын заявителя. Свидетельство о государственной регистрации не представлено. Выписка ЕГРП на сына не представлена.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении требований Чурсина А.И. о признании решения комиссии незаконным, суд, с учетом установленных обстоятельств дела и руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013года N 369, правильно исходил из того, что истцом не были представленные все необходимые документы, предусмотренные пу нктом 5 Правил.
Так, подпункт "з" пункта 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Из учетного дела Чурсина И.А. следует, что на момент подачи рапорта истец был временно зарегистрирован по адресу: "адрес", однако документы относительного этого жилого помещения, предусмотренные подпунктом "з" пункта 5 Правил к заявлению не приложены. Согласно материалам дела, в этом помещении истец трижды перерегистрировался, имел регистрацию и в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. N)
Согласно копии паспорта, выписке из домовой книги, выписке из финансово-лицевого счета собственника, Чурсин И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. был зарегистрирован по адресу: "адрес". Общая площадь жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., в нем постоянно было зарегистрировано "данные изъяты" человека. Собственник жилого помещения - Чурсин Н.А ... Чурсин А.И. снят с регистрационного учета в данном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ по решению суда.
Из послужного списка Чурсина А.И. следует, что Чурсин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном истца, однако в рапорте Чурсин А.И. несовершеннолетнего сына не указал, не сообщил сведения о наличии у сына в собственности жилого помещения, в нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил не представил свидетельство о рождении сына, хотя в течение 5 лет перед обращением в комиссию истец был зарегистрирован по месту жительства совместно с сыном в жилом помещении, обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи в котором превышала учетную норму. Также истец не представил выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении сына.
Правильно установив обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что непредставление полного пакета документов, предусмотренных в пункте 5 Правил, является самостоятельным основанием к отказу в принятии на учет, поскольку препятствовало комиссии провести оценку жилищных условий истца, установить действительную нуждаемость в обеспечении жильем.
Довод апелляционной жалобы о том, что сын истца - Чурсин Н.А. членом его семьи не является, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку он не соответствует материалам дела и не основан на положениях ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ, ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод истца о том, что он не совершал действий, ухудшающих жилищные условия, со ссылкой на то, что решением Правобережного районного суда г. Липецка от 29 января 2014 года он признан не приобретшим право пользования жилым помещением - квартирой "адрес", принадлежащей его сыну, не может служить основанием для признания незаконным решения комиссии.
Из решения Правобережного районного суда г. Липецка от 29 января 2014 года, вступившего в законную силу 05 марта 2014года, следует, что право на квартиру по адресу: "адрес" у несовершеннолетнего Чурсина Н.А. возникло на основании договора дарения от 19 января 2011 года, по условиям которого Чурсина Е.В. (бывшая супруга истца, согласно послужному списку, в браке состояли с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год) подарила квартиру несовершеннолетнему сыну, в интересах которого действовал Чурсин А.И. Сведений о том, была ли квартира приобретена в период брака между Чурсиным А.И. и Чурсиной Е.В., являлась ли совместной собственностью супругов либо личной собственностью Чурсиной Е.В., истцом в комиссию не представлено.
Согласно приведенному судебному постановлению, вывод суда о признании Чурсина А.И. не приобретшим право на указанное жилое помещение сделан только на основании объяснений истицы и письменного заявления ответчика о том, что в спорную квартиру он никогда не вселялся, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Исходя из процессуального поведения ответчика, фактически признавшего исковые требования, судом не исследовались обстоятельства, связанные с местом жительства Чурсина А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, доказательства сторонами не представлялись (л.д. N).
Решение суда явилось основанием для снятия истца с регистрационного учета в квартире сына 21.04.2014года, а 13 мая 2014года истец подал рапорт о принятии на учет для предоставления социальной выплаты.
Между тем, в силу положений ч. 2 ст. 31 ЖК РФ в указанной квартире Чурсин А.И., как член семьи собственника, был обеспечен общей площадью жилого помещения более "данные изъяты" кв. м., и действия истца могут свидетельствовать о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Документов, на основании которых комиссия могла прийти к иным выводам, истец к заявлению не приложил. Представление этих доказательств в суд апелляционной инстанции, о чем ходатайствовал представитель истца, не влияет на законность решения комиссии.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет Чурсина А.И. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о нарушении комиссией сроков рассмотрения заявления сотрудника не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований и признания за истцом права на принятие на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений об обстоятельствах, влияющих на обоснованность и законность решения суда, и не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чурсина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.