Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Кисилевской Т.В.,
судей коллегии: Долматова М.В., Акбашевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Бордиян В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлениюпомощника прокурора города Ноябрьска Кондрацкой Е.В.на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 марта 2017 года по исковому заявлению прокурора города Ноябрьск в интересах Курьяновой М.В. к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, которым постановлено:
прокурору города Ноябрьск, действующему в интересах Курьяновой М.В., в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В., заключение помощника прокурора ЯНАО, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ноябрьска, действуя в интересах Курьяновой М.В., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало- Ненецкому автономному округу о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, мотивировав требования тем, что Курьянова М.В. является инвалидом 3 группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации она нуждается в предоставлении технических средств реабилитации: трость опорная УПС.16 февраля 2016 года Курьянова М.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей указанного технического средства реабилитации, однаконазначенное истцу техническое средство реабилитации не предоставлено.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции помощник прокурора г. Ноябрьска - Кондрацкая Е.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Курьянова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, извещены.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционном представлении помощник прокурора г.Ноябрьска Кондрацкая Е.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что законодательством установлено, что в 15-дневный срок ответчик должен не только поставить инвалида на учёт, но и принять меры к обеспечению его необходимыми средствами реабилитации. Полагает, что у ответчика имеются бюджетные средства, за счет которых возможно было бы профинансировать предоставление технических средств реабилитации в организации, отобранной в установленном законом порядке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, помощник прокурора настаивала на удовлетворении апелляционного представления.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, возражал против удовлетворения апелляционного представления, просил решение суда оставить в силе.
Истец Курьянова М.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации.
В соответствии со статьями 10, 11.1 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статья 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 2). Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (абз. 4).
В соответствии с п. п. 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденныхПостановлениемПравительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Курьянова М.В. является инвалидом 3 группы, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации Курьяновой М.В., выданной Бюро N 3 - Филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" (карта N к актуосвидетельствования от 01 июня 2010 года) она нуждается в технических средствах реабилитации, а именно: трость опорная с УПС. Исполнителем проведения данных реабилитационных мероприятий является - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
16февраля 2016 года Курьянова М.В. обратилась к ответчику с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации.
17 февраля 2016 года Курьянова М.В. была поставлена на учет.
14 апреля и 14 октября 2016 года были заключены государственные контракты на поставку инвалидам тростей, куда Курьянова М.В. не попала по дате подачи заявления (очередности).
В соответствии с пунктом 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Вопросы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации права на получение средств реабилитации, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде обеспечения средствами реабилитации, а также порядок реализации гражданами права на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Обращение гражданина, имеющего право на обеспечение техническими средствами реабилитации, с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в таких средствах, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой технические средства реабилитации должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации имеют в равной степени все нуждающиеся в такой услуге инвалиды, внеочередное или первоочередное обеспечение техническими средствами реабилитации действующим законодательством не предусмотрено.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, подтвердив свое право на их получение, но не был обеспечен техническими средствами реабилитации, то такая услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Так, законом определена процедура по закупке технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Заявление Курьяновой М.В. от 16 февраля 2016 года об обеспечении техническими средствами реабилитации, как ранее было отмечено, было рассмотрено региональным отделением Фонда в установленном законом порядке и она была принята на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации.
Таким образом, требуемое техническое средство реабилитации должно быть предоставлено истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации её заявления, и как верно отметил суд первой инстанции, при заключении соответствующего контракта.
Кроме того, представителем ответчика в судебное заседание представлен акт от 15.06.2017 года, согласно которого истица обеспечена техническим средством реабилитации - тростью опорной с УПС, и удовлетворение иска приведет к повторному обеспечению указанным средством, что противоречит вышеназванным нормам права.
Доводы, содержащиеся в апелляционном представлении по существу рассмотренных требований, направлены на иную оценку добытых по делу доказательств, исследованных и оцененных судом с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут повлиять на правильность выводов суда, не свидетельствуют о наличии правовых оснований в пределах действия ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене постановленного судом решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Судья: /подпись/ М.В. Долматов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.