Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
судей областного суда: Гапоненко Л.В., Ивановой В.П.
при секретаре Оганян К.Г.
рассмотрела в судебном заседании 07 июня 2017 года
дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Рахметова Б. Б. удовлетворить частично.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Рахметова Б. Б. 1 482 971 рубль 55 копеек в счет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия
Установила:
Рахметов Б.Б. обратился в суд с иском к Управлению капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России, УФСИН России по Омской области с иском о признании незаконным отказа в перерасчете суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что проходит службу в должности заместителя начальника колонии ФКУ ОВК УФСИН России по Омской области. " ... " он обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно приказу ФСИН России от 14.09.2016 N 732 "О предоставлении сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" ему была произведена такая выплата в размере 1 746 079,52 рублей, исходя из норматива общей площади жилого помещения 29,2 кв.м. С размером выплаты не согласен, полагает, что сумма выплаты должна быть определена исходя из норматива общей площади жилого помещения на семью из трех человек. Его семья проживает в специализированном жилом помещении - общежитии, по адресу: г. Омск, " ... ". Ни он, ни члены его семьи какого-либо жилья в собственности любо на основании договора социального найма не имеют, в связи с чем полагал необоснованным определение размера выплаты за вычетом площади занимаемого его семьей жилого помещения.
Уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать незаконным отказ в перерасчете суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскать с ответчиков в его пользу 1 482 971,65 рублей в счет получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец Рахметов Б.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Сироткин А.Г. в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Омской области - Свотина Т.В. в судебном заседании требования не признала, полагала, что ответчиками права истца нарушены не были, а расчет суммы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья полагала верным.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России - Свотина Т.В. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом незаконно было отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности, поскольку решение о выплате и размере выплаты принимала Комиссия ФСИН России, находящаяся в г. Москве. Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в разрешении ходатайства ответчика о передаче дела по подсудности без вынесения отдельного определения, чем нарушено право на обжалование такого отказа. Указывает также, что размер единовременной социальной выплаты был произведен ответчиком в соответствии с нормами законодательства и представленными истцом документами, в том числе подтверждающих наличия у Рахметова Б.Б. жилой площади, подлежащей вычитанию при определении размера такой выплаты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела по правилам главы 39 ГПК РФ, выслушав пояснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Омской области Свотину Т.В., представителя Рахметова Б.Б. Сироткина А.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что Рахметов Б.Б. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника колонии ФКУ ОВК УФСИН России по Омской области. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на " ... " составила 21 год 28 дней.
" ... " в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области Рахметвым Б.Б. было подано заявление (рапорт) о рассмотрении вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" в составе семьи из трех человек.
Из копии книги учета заявлений следует, что " ... " секретарем комиссии были приняты от Рахметова Б.Б. документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается записью под N " ... ".
Согласно заявлению (рапорту) на дату подачи рапорта в составе семьи истца указаны супруга - Рахметова Р.Р. и дочь - Рахметова А.Б., " ... " года рождения.
По сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " и от " ... " у Рахметова Б.Б. и Рахметовой Р.Р. жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма не имеется.
Согласно ордеру N " ... " от " ... " на основании распоряжения администрации Мотостроительного завода им. П.И. Баранова (в настоящее время - ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют") Рахметовой Р.Р. и ее семье, состоящей из трех человек, была предоставлена комната площадью 16 кв.м. по адресу: г. Омск, " ... ".
В соответствии с копией лицевого счета Рахметова Р.Р. проживает и зарегистрирована в вышеназванной комнате с " ... ". Совместно с ней зарегистрированы в комнате Рахметов Б.Б. и Рахметова С.Б. (1993 года рождения) с " ... ", а также Рахметова А.Б. с " ... ".
" ... " на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы были проверены, признаны полными и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет Рахметова Б.Б.
В соответствии с выпиской из протокола N " ... " от " ... " ФСИН России принято решение о постановке Рахметова Б.Б. с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с " ... ".
" ... " Рахметову Б.Б. на счет поступили денежные средства в размере 1 746 079,52 рублей в счет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило несогласие Рахметова Б.Б. с размером денежных средств, поступивших ему на счет в качестве единовременной социальной выплаты. Истец считал, что при исчислении выплаты ответчик не учитывал норму предоставления жилой площади исходя из состава семьи, единовременная социальная выплата необоснованно была определена ответчиком за вычетом площади жилого помещения занимаемого им и его семьей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе справку Филиала "ОМО им. П.И. Баранова" АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" от " ... ", согласно которой общежитие, расположенное по адресу: г. Омск, " ... ", является федеральной собственностью, жилые помещения, входящие в общежитие не исключены из специализированного жилого фонда, статус общежития не снят, исходил из того, что Рахметову Б.Б. и членам его семьи какого-либо жилого помещения на праве собственности, либо на основании договоров социального найма не принадлежит. В такой ситуацию, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283) и Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", районный суд взыскал в пользу истца неполученную единовременную социальную выплату в размере 1 482 971,55 рубль.
Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы суда первой инстанции о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ).
Реализация судом второй инстанции своих процессуальных полномочий направлена на исправление возможной судебной ошибки в решениях судов первой инстанции. При этом, пробелы процессуальной деятельности суда первой инстанции могут быть восполнены апелляционной инстанцией с учетом допустимых правовых механизмов, в том числе путем переоценки доказательств по делу, дополнительного правоприменения.
Федеральным законом N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 33 кв. м общей площади жилого помещения - на одного человека и 42 кв. м общей площади жилого помещения - на семью из двух человек, 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства от 24.04.2013 N 369.
Пунктом 20 данных Правил предусмотрено, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
В целях выяснения имеющих значение для дела обстоятельств и поскольку судом первой инстанции не истребовались на дату рассмотрения спора сведения о статусе жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи на основании ордера, тогда как из материалов дела следует, что ФГУП НПЦРГ "Салют" было реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество, судебной коллегией были направлены соответствующие запросы в Администрацию г. Омска, Росимущество.
Поступившие ответы приняты и исследованы судебной коллегией в качестве новых (дополнительных) доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ как связанных с установлением обстоятельств данного дела.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости " ... " на здание по адресу: г. Омск, " ... ", в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, площадь которого была учтена при определении размера единовременной социальной выплаты, зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Основанием для регистрации такого права послужило Распоряжение "О безвозмездной передаче невидимого имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области" N " ... " от " ... " ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", (в редакции, действовавшей на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма
Факт принятия решения о передаче жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус специализированных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
В такой ситуации, судебная коллегия вывод суда первой инстанции о необоснованном исключении при расчете единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений указанных выше Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, площади спорного жилого помещения, признает неправильным.
В приведенной связи, доводы жалобы ФСИН России заслуживают внимания судебной коллегии, а решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
Площадь жилого помещения, исключенная при расчете единовременной социальной выплаты, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе и копией лицевого счета, представлявшейся истцом при постановке его на учет для получения такой выплаты. Доказательств иной площади занимаемого жилого помещения в материалы дела не представлено.
Ссылка в жалобе на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности, признается несостоятельной.
Согласно правилу ч. 1 ст. 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Из материалов дела следует, что истец предъявил требования к двум ответчикам - Управлению капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России, УФСИН России по Омской области, при этом местом нахождения последнего является - г. Омск, " ... ", что находится в границах территориальной подсудности Первомайского районного суда г. Омска. По указанным мотивам судом первой инстанции было отказано в удовлетворении ходатайства стороны ответчика о передаче дела по подсудности.
Руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Апелляционную жалобу ФСИН России удовлетворить, решение Первомайского районного суда г. Омска от 17 марта 2017 года отменить.
Принять по делу новой решение, которым в удовлетворении иска Рахметова Б.Б. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.