Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Оганян К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе У. М. труда и социального развития О. области по " ... " О. области на решение Нововаршавского районного суда О. области от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кошара А.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ У. М. труда и социального развития О. области по " ... " в присвоении Кошара А. В. звания "Ветеран труда".
Признать право Кошары А.В. на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать У. М. труда и социального развития О. области по " ... " включить Кошара А.В. в список лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" и направить список в М. труда и социального развития О. области".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Кошара А.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по Нововаршавскому району Омской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда". В обоснование требований указал, что 22.12.1982 г. он был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекской ССР за успешное выполнение социалистических обязательств 1981 г. по досрочному вводу в действие и освоению производственных мощностей на предприятии легкой промышленности. Соответствующая запись внесена в его трудовую книжку. Решением Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Нововаршавскому району от 23.01.2017 г. ему было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" с указанием на то, что данная почетная грамота не является основанием для присвоения звания. Между тем, данная грамота является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку решение о награждении ею было принято в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства уполномоченным органом государственной власти союзной республики.
На основании изложенного просил признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" и признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебном заседании истец исковые требования поддержал. Пояснил, что осуществляет трудовую деятельность с 1977 г., его трудовой стаж составляет более 40 лет. На момент награждения почетной грамотой он работал шофером в строительной организации, где в целом он проработал более 10 лет. Узбекская ССР являлась одной из союзных республик Советского Союза, а следовательно, награда высшего органа государственной власти данной республики дает право на присвоение звания "Ветеран труда". Он также неоднократно был награжден иными почетными грамотами за высокие успехи в труде.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Нововаршавскому району Омской области Бауман Е.В в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что награда Президиума Верховного Совета Узбекской ССР не должна учитываться при присвоении звания "Ветеран труда".
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Дулин Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Ранее в отзыве указывал, что почетная грамота Президиума Верховного Совета Узбекской ССР не относится к почетному званию, дающему право на присвоение звания "Ветеран труда". Данная грамота также не может быть отнесена к ведомственному знаку отличия в труде, поскольку ведомствами являлись органы государственного У., образованные высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Кроме того, ведомственный знак отличия в труде является видом поощрения за продолжительный труд, а истец на момент награждения грамотой имел непродолжительный стаж работы. В судебном заседании представитель уточнил, что отнесение представленной истцом грамоты к ведомственному знаку отличия он не оспаривает.
Представитель Правительства Омской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Министерства труда и социального развития по Нововаршавскому району Омской области выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Полагает, что почетная грамота Президиума Верховного Совета Узбекской ССР не относится ни к почетному званию, ни к ведомственному знаку отличия за заслуги в труде. Отмечает также, что обязательным условием для присвоение звания "Ветеран труда" является награждение ведомственным знаком отличия за продолжительную работу, а истец был награжден грамотой при наличии небольшого трудового стажа.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Управления Министерства труда по Нововаршавскому району Омской области Бауман Е.В., представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Аристархову И.А., просивших отменить решение суда, истца Кошару А.В., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Кошара А.В., " ... " г.р., является гражданином Российской Федерации.
Ранее Кошара А.В. осуществлял трудовую деятельность на территории Узбекской ССР (в дальнейшем - Республики Узбекистан).
22.12.1982 г. истец Кошара А.В. был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекской ССР за успешное выполнение социалистических обязательств 1981 года по досрочному вводу в действие и освоению производственных мощностей на предприятии легкой промышленности.
Копия данной грамоты представлена в материалы настоящего дела.
Сведения о награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекской ССР внесены в трудовую книжку Кошары А.В. в раздел сведений о награждениях.
Указанную почетную грамоту Кошара А.В. приложил к своему заявлению о присвоении звания "Ветеран труда" при обращении в Управление Министерства труда и социального развития по Нововаршавскому району Омской области.
Письмом от " ... " Управление Министерства труда и социального развития по Нововаршавскому району Омской области уведомило Кошару А.В. об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", мотивировав данный отказ тем, что награды Президиума Верховного Совета Узбекской ССР ведомственными знаками отличия в труде или государственными наградами не являются.
Не согласившись с данным отказом Управления Министерства труда и социального развития по Нововаршавскому району Омской области и полагая, что у него имеется право на присвоение звания "Ветеран труда", Кошара А.В. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В подтверждение наличия у него необходимого трудового стажа для присвоения звания "Ветеран труда" в материалы настоящего дела Кошара А.В. представил копии листов своей трудовой книжки.
Из трудовой книжки усматривается, что на момент награждения почетной грамотой истец работал на автобазе Министерства монтажных и специальных строительных работ Узбекской ССР в должности шофера. На работу в данную организацию он был принят " ... " после прохождения военной службы в рядах Советской Армии (с " ... " по " ... ")
" ... " Кошара А.В. был переведен на должность механика, " ... " - на должность контролера технического состояния автотранспорта. " ... " он был уволен в порядке перевода и с этой же даты был принят на работу в Ташкентский городской комитет народного контроля на должность инспектора Акмал-Икрамовского районного комитета.
" ... " Кошара А.В. был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на работу в органы транспортной прокуратуры и " ... " был назначен стажером на должность помощника Ташкентского транспортного прокурора. " ... " он был назначен помощником Ташкентского транспортного прокурора, а " ... " - прокурором отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Узбекской транспортной прокуратуры.
С " ... " Кошара А.В. в порядке перевода из Узбекской транспортной прокуратуры был принят на работу в органы прокуратуры Омской области и назначен помощником прокурора Нововаршавского района Омской области.
" ... " Кошара А.В. был по собственному желания уволен из органов прокуратуры.
" ... " он был принят на работу в Нововаршавское отделение Сбербанка, где работал до " ... "
" ... " Кошара А.В. был принят в члены Омской областной коллегии адвокатов. В связи с приостановлением статуса адвоката " ... " его членство в коллегии адвокатов было приостановлено.
" ... " Кошара А.В. вступил на выборную должность главы Нововаршавского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области и осуществлял данные полномочия до " ... "
По результатам рассмотрения требований Кошары А.В. суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае имелись предусмотренные законом основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда" и, что отказ уполномоченного органа в присвоении данного звания является незаконным.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогичная норма содержится в п.1 ст. 1 Закона Омской области от 24.07.2006 N 781-ОЗ
(ред. от 04.03.2016) "О присвоении звания "Ветеран труда" на территории Омской области", регулирующего присвоение данного звания лицам, проживающим на территории Омской области.
Согласно п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Омской области, утв. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 100-п, лицо, претендующее на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - заявитель), должно обратиться с заявлением в территориальный орган Министерства труда и социального развития Омской области по месту жительства.
Отказывая истцу в присвоении звания "Ветеран труда" и возражая против удовлетворения настоящего иска, представитель Управления Министерства труда и социального развития по Нововаршавскому району Омской области, во-первых, ссылался на отсутствие оснований для отнесения представленной Кошарой А.В. Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Узбекской ССР к числу почетных званий или ведомственных знаков отличия за заслуги в труде, дающих право на присвоение данного звания.
Данные доводы ответчика были правильно отклонены судом первой инстанции.
Как следует из приведенной нормы пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", одним из оснований для присвоения звания "Ветеран труда" является награждение лица ведомственным знаком отличия в труде.
При разрешении вопроса о том, относится ли имеющаяся у истца Почетная грамота Президиума Верховного Совета Узбекской ССР к ведомственному знаку отличия за заслуги в труде, суд первой инстанции правильно исходил из того, что положения Федерального закона "О ветеранах" не содержат нормативно-определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде". Следовательно, к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
По запросу суда первой инстанции Центральный государственный архив республики Узбекистан представил копию Указа Президиума Верховного Совета Узбекской ССР N 2899-х от 22.12.1982 г. о награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекской ССР участников строительства объектов легкой промышленности. Из данного Указа следует, что было принято решение наградить почетной грамотой, в т.ч. Кошару А. В. - водителя автомашины Ташкентской автобазы Министерства монтажных и специальных строительных работ Узбекской ССР.
Таким образом, Почетной грамотой Кошара А.В. был награжден на основании данного Указа.
Кроме того, Центральный государственный архив республики Узбекистан представил Положение о Почетной грамоте Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, утвержденное Президиумом Верховного Совета Узбекской ССР 13.04.1960 г. и действовавшее на момент награждения Кошары А.В.
Согласно п. 2 данного Положения почетной грамотой награждаются, в том числе рабочие, служащие, за высокие показатели в выполнении производственных планов и заданий, за плодотворную производственную, научную, творческую и общественно-политическую деятельность и другие заслуги в хозяйственном и культурном строительстве.
В соответствии с п. 3 данного Положения ходатайства о награждении могут возбуждать Министерства, ведомства, Советы народного хозяйства экономических административных районов республики, исполкомы областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, партийные, профсоюзные и другие общественные организации Узбекской ССР.
В последующем Указом Президиумом Верховного Совета Узбекской ССР N 3332-Х от 28.05.1983 г. данное положение было признано утратившим силу в связи с утверждением Положения о государственных наградах Узбекской ССР.
Данным положением было установлено, что государственными наградами Узбекской ССР являются почетные звания Узбекской ССР и Почетная грамота Президиума Верховного Совета Узбекской ССР.
Судебная коллегия отмечает, что Узбекская Советская Социалистическая Республика входила в состав СССР.
Согласно ст. 76 Конституции СССР (принятой ВС СССР 07.10.1977) союзная республика - суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.
Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
В силу ст. 77 Конституции СССР союзная республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, союзная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.
Согласно ст. 137 Конституции СССР высшими органами государственной власти союзных республик являются Верховные Советы союзных республик, а в тех союзных республиках, где предусматривается создание Съездов, - Съезды народных депутатов.
В соответствии со ст. 89 Конституции СССР Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, Съезды народных депутатов, Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы народных депутатов автономных областей, автономных округов, краевые, областные и других административно - территориальных единиц - составляют единую систему представительных органов государственной власти.
Как следует из данных норм, а также из положений вышеприведенных актов, утвержденных Президиумом Верховного Совета Узбекской ССР, правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде были наделены руководители органов государственной власти и ведомств не только бывшего СССР, РСФСР, но и иных союзных республик, в том числе Узбекской ССР, являвшейся в соответствии с Конституцией СССР равноправным членом СССР.
Не могли быть приняты во внимание судом первой инстанции и доводы ответчика о том, что ведомственные знаки отличия в труде должны были быть учреждены исключительно органами исполнительной власти.
Учитывая, что перечень ведомственных знаков отличия, которыми ранее могли быть награждены граждане, не утвержден, определения понятия "ведомственные знаки отличия" законодательство о ветеранах не содержит, судебная коллегия не усматривает каких-либо оснований для отказа истцу, который был награжден Почетной грамотой высшего органа государственной власти союзной республики, впоследствии отнесенной к государственным наградам данной республики, в присвоении звания "Ветеран труда".
При этом судом первой инстанции также правильно были признаны несостоятельными доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что ведомственный знак отличия в труде является основанием для присвоения звания "Ветеран труда" лишь в случаях, когда данная награда была присвоена за продолжительный труд.
В действующей в настоящее время редакции пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" понятие ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", действительно уточнено путем указания на то, что к данным знакам относятся знаки, которые вручаются за заслуги в труде и продолжительную работу (службу) в соответствующей сфере деятельности (отрасли) не менее 15 лет гражданам, имеющим заслуги в труде (службе).
Однако ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, приведенная норма пп. 2 п. 1 ст. 7 в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ в части закрепления требования о награждении ведомственным знаком отличия не только при наличии заслуг в труде, но и при условии продолжительной работы (службы) в соответствующей сфере деятельности, применяется к гражданам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде после 30 июня 2016 г.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о наличии у Кошары А.В. трудового стажа, учитываемого для назначения пенсии, свыше 25 лет, что в соответствии с приведенной нормой пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" также является необходимым условием для присвоения звания "Ветеран труда" лицам, награждённым ведомственными знаками отличия в труде.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку значительный трудовой стаж истца подтверждается записями в его трудовой книжке, из которой следует, что Кошара А.В. осуществлял трудовую деятельность как на территории Узбекской ССР (впоследствии Республики Узбекистан), так и на территории Российской Федерации в период с 04.05.1975 г. по 18.09.2015 г. (включая период прохождения военной службы) с незначительными перерывами.
Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как следует из п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенному 13.03.1992 и подписанному, в том числе Республикой Узбекистан, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Наличие у Кошары А.В. необходимого трудового стажа для присвоения звания "Ветеран труда" ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, проверив выводы суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что вынесенное судом решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене. Суд первой инстанции правильно установилфакт наличия у истца ведомственного знака отличия в труде и факт наличия у него трудового стажа более 25 лет и обоснованно удовлетворил предъявленные исковые требования.
Доводы автора апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания за Кошарой А.В. права на присвоение звания "Ветеран труда" повторяют доводы ответчика, изложенные им в суде первой инстанции. Данные доводы сводятся к мнению подателя жалобы о том, что Почетная грамота Президиума Верховного Совета Узбекской ССР не является ведомственным знаком отличия в труде, и о том, отсутствие у истца продолжительного стажа работы на момент награждения его грамотой не позволяет ему претендовать на присвоение данного звания.
Указанные доводы судебной коллегией проверены и по изложенным выше основаниям отклонены.
Ссылки автора апелляционной жалобы на отсутствие оснований для применения положений Письма Минтруда РФ N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты РФ N 4276/1-30 от 10.11.1995 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", основанием для отмены постановленного решения являться не могут.
В данном письме содержалось указание на то, что к ведомственным знакам отличия в труде следует относить, в том числе, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР.
Данное письмо действительно не прошло процедуру государственной регистрации в Минюсте России, так как согласно его заключению от 8 ноября 2000 г. N 9540-ЮД Федеральным законом "О ветеранах" Минтруд России не наделен правом давать разъяснения по применению названного Федерального закона ("Письмо" Минтруда РФ от 08.08.2001 N 5813-ЮЛ).
Между тем, в решении суд на данное не подлежащее применению письмо не ссылался, а вывод о возможности отнесения полученной истцом Почетной грамоты к ведомственному знаку отличия в труде был сделан им по результатам правильного системного толкования приведенных выше норм материального права.
Таким образом, доводов, которые могли бы являться для отмены постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
О п р е д е л и л а:
решение Нововаршавского районного суда Омской области от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Нововаршавскому району Омской области - без удовлетворения.
.
Председательствующий
Судьи
Председательствующий: Шмидт Н.В. N 33-3486/2017
Стр. отч. N " ... " г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Омск 31 мая 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Оганян К.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Нововаршавскому району Омской области на решение Нововаршавского районного суда Омской области от 20 марта 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кошара А.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ У. М. труда и социального развития О. области по " ... " в присвоении Кошара А. В. звания "Ветеран труда".
Признать право Кошары А.В. на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать У. М. труда и социального развития О. области по " ... " включить Кошара А.В. в список лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" и направить список в М. труда и социального развития О. области".
Заслушав доклад судьи Осадчей Е.А., руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
О п р е д е л и л а:
решение Нововаршавского районного суда Омской области от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Нововаршавскому району Омской области - без удовлетворения.
.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.