Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего: Синьковской Л.Г.,
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Рассказовой Г.В.,
при секретаре: Зварич Н.И.,
рассмотрела в судебном заседании 21 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе ГУ - УПФР РФ в " ... " Омской области на решение Колосовского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Акулич Т. Н. к ГУ - УПФ РФ в " ... " Омской области удовлетворить.
Решение об отказе в установлении пенсии от " ... " N " ... " ГУ-УПФР в " ... " Омской области отменить.
Обязать ГУ - УПФ РФ в " ... " Омской области включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период нахождения Акулич Т.Н. на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", а также периоды работы в должности медицинского регистратора " ... "ной больницы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", назначить страховую пенсию по старости с 10.08.2016".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия
установила:
Акулич Т.Н. обратилась с иском к ГУ-УПФР в " ... " Омской области о включении в специальный трудовой стаж отдельных периодов работы.
В обоснование иска указала, что " ... " обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществляющему медицинскую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности. Решением от " ... " N " ... " ей было отказано в назначении пенсии. Ответчиком не были включены в специальный трудовой стаж следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", а также периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности N " ... " " ... "ной больницы.
Просила указанные периоды включить в специальный трудовой стаж для назначения пенсии.
Акулич Т.Н. поддержала заявленные требования. Пояснила, что курсы повышения квалификации проходила на основании приказов главного врача учреждения здравоохранения и за ней сохранялся средний заработок с перечислением пенсионных страховых взносов, в периоды работы в должности N " ... " исполняла обязанности среднего медицинского персонала в лечебном учреждении в сельской местности.
Представитель ГУ-Управления ПФ РФ в " ... " Омской области Лисина О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что в назначении пенсии было отказано в связи с тем, что на момент обращения за назначением пенсии отсутствовал необходимый для назначения специальный стаж 25 лет.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФР РФ в " ... " Омской области с решением суда не согласно, просит его отменить. Полагает, что помимо установленного законом возраста, обязательным условием для назначения льготной пенсии является наличие определенной законодателем продолжительности стажа, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение. Курсы повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку указанные периоды в соответствии с выпиской из лицевого счета указаны без кода льготы, периоды работы в должности N " ... " не подлежат зачету в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, материалы пенсионного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Трудовым законодательством предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Применительно к положениям ст. 187 Трудового кодекса РФ гарантировано сохранение за работником места работы (должность) и средней заработной платы при направлении его работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы.
Из материалов дела следует, что " ... " истец Акулич Т.Н. обратилась в ГУ-УПФР в " ... " Омской области с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ-УПФР в " ... " Омской области N " ... " от " ... " отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием специального трудового стажа на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от " ... " N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из специального стажа в льготном исчислении были исключены следующие периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ".
- работы в должности N " ... " " ... "ной больницы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ".
С указанным решением ГУ-УПФР в " ... " Омской области Акулич Т.Н. не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включить в специальный стаж истцу спорные периоды работы в льготном исчислении.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Согласно п. 1 Списка право на назначение пенсии за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Для раскрытия термина "средний медицинский персонал" следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медперсоналу отнесены, в том числе, медицинские регистраторы (пункт 3.2.1).
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Из трудовой книжки следует, что в период с " ... " по " ... " Акулич Т.Н. работала в должности " N " ... "", затем была переведена на должность "медицинской сестры", " ... " истец вновь переведена на должность " N " ... "", в которой работала до " ... " (л.д. 8-10). Соответственно исполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Таким образом, работы в должности N " ... " детской консультации " ... "ной больницы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ", в общей сложности 2 года 9 месяцев 16 дней, подлежат включению в трудовой стаж истца в льготном исчислении согласно вышеприведенным нормам.
Из материалов дела следует, что истец направлялась на курсы повышения квалификации в период с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", что подтверждается Выписками из приказа (л.д. 11-15). В общей сложности данный период составляет 3 месяца 8 дней.
Судебная коллегия отмечает, что время нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, истцу, как работнику, совмещающему труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. По смыслу ст. 187 ТК РФ период нахождения на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих трудовых обязанностей.
При этом из анализа Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от " ... " N " ... " и Приказ Минздрава РФ от " ... " N 314 (ред. от " ... ") "О порядке получения квалификационных категорий", Приказ Минздравсоцразвития РФ от " ... " N 808н "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками", Приказа Минздрава России от " ... " N " ... "н "О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" следует, что повышение квалификации с целью присвоения соответствующей квалификационной категории является обязательным условием выполнения работы по специальности.
В связи с чем доводы жалобы ГУ-УПФР в " ... " Омской области о том, что данные периоды не подлежат включению в специальный трудовой стаж судебной коллегией, отклоняются.
При таких обстоятельствах, трудовой стаж Акулич Т.Н. составляет более 25 лет, что является достаточным для назначения истцу страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Колосовского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.