Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Климовой В.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре Бердовой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 07 июня 2017 года дело по апелляционной жалобе Администрации Исилькульского муниципального района Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 06 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельном участке кадастровый N " ... " местоположением Омская область Иссилькульский район, в 2 км. в северо-западном направлении от г. Исилькуль".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В обоснование требований указало, что в результате проверки установлен факт размещения твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 2 км с северо-запада относительно г. Исилькуля Омской области, деятельность на котором осуществляет ООО "Жилищник-1" на основании договора аренды, заключенного с Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области.
Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, в иную категорию переведен не был, проектная документация на площадку для размещения отходов и акт ввода в эксплуатацию отсутствуют, эксплуатация участка осуществляется обществом на основании технологического регламента по текущей эксплуатации полигона ТБО, утвержденного генеральным директором ООО "Жилищник-1".
Уточнив исковые требования, административный истец просил признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером " ... ", обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером N " ... ".
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Исилькульского муниципального района Омской области просит решение суда отменить.
Полагает, что термин "участие в организации" используемый в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может служить правовым основанием для возложения на муниципальный район финансовых обязательств по возмещению расходов по вывозу и утилизации несанкционированных свалок.
Отмечает, что статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Ссылается на выраженную Постановлении от 26.04.2016 года N 13-П правовую позицию Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Кроме того, неправомерно возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Обращает внимание на то, что договором аренды за арендатором ООО "Жилищник-1" закреплены обязанности использовать участок в соответствии с его целевым назначением, обеспечивать надлежащее санитарное состояние и внешнее благоустройство на прилегающей и закрепленной территории. Обязательств по оказанию содействия в обеспечении надлежащего санитарного состояния земельного участка или финансирования данных мероприятий договором за арендодателем не закреплено.
Отмечает, что судом не были установлены разумные сроки ликвидации свалки бытовых отходов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Управления Росприроднадзора по Омской области Шерстнева И.В., представителя Администрация Исилькульского муниципального района Омской области Буякову Ж.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, что " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " специалистами Управления Росприроднадзора по Омской области осуществлены осмотр и обследование земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного в 2 км с северо-запада относительно г. Исилькуля Исилькульского муниципального района Омской области. Земельный участок находится в государственной собственности, отнесен к категории земель населенных пунктов - для складирования твердых бытовых отходов, находится в долгосрочной аренде на основании договора аренды N " ... " от " ... ", заключенного между Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области и ООО "Жилищник-1". На земельном участке арендатор осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности.
В ходе обследования установлено, что на территории указанного земельного участка мер по организации и приему ТБО не принято, буртовка и складирование ТБО не ведется, въезд на земельный участок завален мусором, что приводит к захламлению (несанкционированому размещению ТБО) на обочине и в кюветах подъездной дороги. Также в ходе проверки установлено, что проектная документация на площадку размещения отходов и акт ввода в эксплуатацию отсутствуют.
О выявленных нарушениях составлены соответствующие акты обследования (л.д. " ... ") с приложением фототаблиц (л.д. " ... ").
Указанные обстоятельства подтверждаются актом и протоколом проверки ООО "Жилищник-1" от " ... " (л.д. " ... "), а также вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Омской области, которым ООО "Жилищник-1" было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1.КоАП РФ.
Полагая, что действиями Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрации Исилькульского муниципального района Омской области нарушаются права граждан в связи с угрозой ухудшения экологической обстановки на территории муниципального образования, причинения вреда окружающей среде, истец обратился в суд.
Факт наличия несанкционированной свалки на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом ответчиками не оспаривался.
Разрешая спор и возлагая на Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов с земельного участка, суд исходил из того, что в силу установленного правового регулирования обязанным лицом является не только орган местного самоуправления, но и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с чем судебная коллегия соглашается.
До 01.01.2016 года п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относились организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
С принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" законодательное регулирование в указанной сфере претерпело существенные изменения.
В соответствии с п.п. 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Абз. 16 ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Это означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений статьей 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ст. 51).
Положениями статей 3,5-7 вышеуказанного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель и предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения " несанкционированного " складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
По приведенным мотивам подлежат отклонению доводы представителя органа местного самоуправления о недоказанности вины Администрации в образовании свалки как основание для освобождения по принятию мер по ее ликвидации.
Ссылка в апелляционной жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 26.04.2016 года N 13-П, а также доводы о том, что смысловое содержание "участие в организации" используемые законодателем в системе действующего правого регулирования не предполагают возложения на орган местного самоуправления финансовых обязательств, что будет иметь место при исполнении решения суда, состоятельными не признаются.
Как приводилось выше ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления, направленной на охрану окружающей среды, в том числе и посредством несения финансовых затрат, и самостоятельность местного самоуправления не ограничивает.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размещение отходов на земельном участке осуществляется с нарушением законодательства, в связи с чем, наличие лицензии и сдача спорного земельного участка в аренду не могут свидетельствовать о законности размещения отходов производства и потребления на спорной территории. Как видно из материалов дела, мер по организации и приему ТБО не предпринято, буртовка и складирование не ведется, отходы складируются непосредственно на почву земельного участка.
Доводы о непредоставлении разумных сроков на ликвидацию свалки не могут повлечь отмену решения суда. Административный ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Таким образом, по мнению суда судебной коллегии, при принятии обжалуемого судебного постановления судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 06 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.