Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Каревой Е.А.
с участием прокурора Чердаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июня 2017 г. в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения Совета Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22 октября 2014 г. N 41 "Об утверждении генерального плана",
установил:
решением Совета Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22 октября 2014 г. N 41 утвержден генеральный план Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том " ... " л.д. " ... ").
Указанное решение опубликовано в периодическом печатном издании "Омский муниципальный вестник" от 27 октября 2014 г. N 14(192) (том " ... " л.д. " ... ").
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части. В обоснование требований административный истец указал, что данным нормативным правовым актом в границы населенных пунктов Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества:
- в границы населенного пункта Красная горка - лесные участки лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 2 выделы 21, 23, 29 (часть), 67,
- в границы населенного пункта село Мельничное - лесные участки лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 17 выдел 2, в квартале 21 выделы 5, 59,
- в границы населенного пункта поселок Горячий Ключ - лесные участки лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 19 выделы 10 (часть), 17;
- в границы населенного пункта село Дружино - лесные участки лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 10 выдел 85.
Согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является нарушением требований статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на нарушение приведенных норм, а также положений Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований", административный истец просил признать оспариваемое решение недействующим в части включения в границы Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области перечисленных земельных участков Лузинского участкового лесничества Омского лесничества (том " ... " л.д. " ... ").
В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Совета Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Степанова Н.А. в судебном заседании не отрицала, что проект оспариваемого генерального плана не согласовывался с Министерством регионального развития Российской Федерации и Рослесхозом. Возражала против удовлетворения требования о признании оспариваемого решения недействующим в части со дня его принятия, поскольку генеральный план применялся и на его основании были реализованы права граждан (письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А. требования административного истца поддержал (письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области Стельмаченок Э.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал (том " ... " л.д. " ... ").
Представитель Управления Росреестра по Омской области Джурмий Е.А. в судебном заседании не участвовала, полагала требования подлежащими разрешению на усмотрение суда в зависимости от установленных юридически значимых обстоятельств (письменный отзыв - том " ... " л.д. " ... ", том " ... " л.д. " ... ").
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" в лице Омского филиала, Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Россрестра" по Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, опросив специалиста, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.
Муниципальное образование - Дружинское сельское поселение Омской области имеет правовой статус сельского поселения (статьи 1, 2 Устава Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области). Представительным органом местного самоуправления является Совет Дружинского сельского поселения, к компетенции которого отнесено принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ городского поселения, а также с преобразованием сельского поселения (статья 19, пункт 4 части 2 статьи 20 Устава).
В соответствии с положениями части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования и содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных, категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).
По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736).
Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 7, часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Оспариваемым генеральным планом в границы Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (населенные пункты село Красная горка, село Мельничное, поселок Горячий ключ и село Дружино) включены перечисленные административным истцом земельные участки Лузинского участкового лесничества Омского лесничества.
Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от 1 февраля 2017 г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (том " ... " л.д. " ... ").
Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждено представленным свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (том " ... " л.д. " ... ", том " ... " л.д. " ... ").
Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов Дружинского сельского поселения.
Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило об отсутствии информации о поступлении в Минрегион России на согласование проекта генерального плана Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том " ... " л.д. " ... ").
Минстрой России проинформировал суд о непоступлении в период осуществления указанным министерством функций по согласованию проектов генеральных планов поселений (с 7 октября 2014 г. по 17 июня 2015 г.) обращения Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с просьбой о согласовании генерального плана (том " ... " л.д. " ... ").
Приведенные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются, несоблюдние процедуры согласования перевода спорных земельных участков признается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Несоблюдение установленной процедуры согласования перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанное требование административного истца подлежит удовлетворению.
Доводы административного ответчика сводятся к несогласию с заявленной датой признания недействующим оспариваемого нормативного акта, поскольку генеральный план Дружинским сельским поселением применялся, на его основании были реализованы права граждан.
В соответствии с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку генеральный план Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области фактически применялся, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Омский муниципальный вестник" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение Совета Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 22 октября 2014 г. N 41 "Об утверждении генерального плана" в части включения в границы населенных пунктов Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области лесных участков лесного фонда:
-в границы населенного пункта Красная горка - лесных участков лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 2 выделы 21, 23, 29 (часть), 67,
- в границы населенного пункта село Мельничное - лесных участков лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 17 выдел 2, в квартале 21 выделы 5, 59,
- в границы населенного пункта поселок Горячий Ключ - лесных участков лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 19 выделы 10 (часть), 17;
- в границы населенного пункта село Дружино - лесных участков лесного фонда Лузинского участкового лесничества Омского лесничества в квартале 10 выдел 85.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Ершова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.