Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белоусовой В.Б.,
судей: Андриановой И.В., Дрокиной С.Г.,
при секретаре Коломытцевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2017 г. гражданское дело по иску Переверзевой О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Тамбовской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Переверзевой О.В. на решение Петровского районного суда Тамбовской области от 20 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
Переверзевой О.В. в связи с гибелью *** Переверзева И.С. с *** была назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как матери военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы.
Переверзева О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Тамбовской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в обоснование заявленных требований указала, что с *** по настоящее время проживает на территории села Петровское Петровского района Тамбовской области, отнесенного к зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года.
*** Переверзева О.В. обращалась с заявлением и документами в УПФ РФ в Петровском районе Тамбовской области за назначением пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости согласно статье 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Петровском районе Тамбовской области *** от *** Переверзевой О.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с тем, что в круге лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначаемую ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, не поименованы граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
У граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающих пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с нормами пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ возникнет при реализации ими права на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по достижении возраста 60 лет и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Не согласившись с данным решением, Переверзева О.В. обратилась в суд с иском о назначении ей пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости на 3 года с *** с одновременным получением пенсии по случаю потери кормильца. Также просила взыскать с ответчика госпошлину в размере *** руб. в ее пользу.
Решением Петровского районного суда Тамбовской области от 20 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований Переверзевой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Переверзева О.В. просит решение суда отменить. Полагает, что имеет право на получение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Считает, что при назначении указанной пенсии, пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не должна учитываться. Считает, что вправе получать пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости с одновременным получением пенсии по случаю потери кормильца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Тамбовской области Цаприлова Г.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Переверзевой О.В. - без удовлетворения. Указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. Переверзева О.В. не имеет право на одновременное получение двух пенсий.
Изучив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав Переверзеву О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя ГУ ОПФР по Тамбовской области Крылову Л.А., представителей ГУ УПФР в Петровском районе Тамбовской области Кузнецову Е.А., Голева В.А., возражавших против удовлетворения жалобы и отмены решения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец Переверзева О.В. с *** является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как мать военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы.
Кроме того, Переверзева О.В. относится к категории граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку с *** до настоящего времени проживает в селе Петровское Петровского района Тамбовской области - в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
*** Переверзева О.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Тамбовской области с заявлением о назначении второй пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при наличии страхового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, согласно статье 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 3 года (с 52 лет).
Решением ГУ - УПФ РФ в Петровском районе Тамбовской области от *** *** Переверзевой О.В. отказано в досрочном назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Отказ мотивирован тем, что пенсия по старости, назначаемая в соответствии с Законом от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не является страховой пенсией, ввиду чего получателям пенсии по случаю потери кормильца по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьёй 34 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не может быть назначена.
Не согласившись с Решением ГУ-УПФ РФ в Петровском районе Тамбовской области от *** ***, Переверзева О.В. обратилась в суд с иском.
Отказывая Переверзевой О.В. в удовлетворении исковых требований, суд, ссылаясь на положения Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пришёл к выводу, что отказ Пенсионного фонда в назначении истцу второй пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременное право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положения подпункта 3 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ следует, что родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших в период прохождения военной службы могут одновременно получать пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховую пенсию по старости, условия назначения которой предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В круге лиц, указанных в статьях 30-33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имеющих право на страховую пенсию по старости, назначаемую со снижением возраста, указанного в статье 8 данного закона, не поименованы граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Условия пенсионного обеспечения данной категории граждан установлены Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, пенсия по старости, назначаемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, не является страховой пенсией, о которой идёт речь в подпункте 3 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
Вместе с тем, из части 5 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует, что по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Переверзевой О.В. как получателю пенсии по потере кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" обоснованно отказано в назначении второй пенсии по старости по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", со снижением возраста на 3 года.
У Переверзевой О.В., получающей пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, являющейся лицом, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" возникнет при реализации ею права на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 55 лет.
Доводы апелляционной жалобы Переверзевой О.В. не содержат оснований для отмены решения, основаны на неверном толковании закона.
Таким образом, верно определив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, оценив доказательства по делу и правильно применив материальный закон, суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений процессуального закона судом также не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петровского районного суда Тамбовской области от 20 марта 2017 г. оставить без изменения;
апелляционную жалобу Переверзевой О.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.