Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.
судей: Юдиной И.С., Альчиковой Е.В.
при секретаре: Ермаковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бусыгина В.Е. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, администрации г. Тамбова о передаче учетного дела, включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Юдиной И.С., судебная коллегия
установила:
Бусыгин В.Е. относится к относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С *** года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" в администрации г.Тамбова. Постановлением администрации г. Тамбова от *** г. N *** его семье из четырех человек было предоставлен жилое помещение по адресу г. ***, квартиры без коммунальных услуг и требует большого ремонта. В связи с предоставлением квартиры он был снят с очереди на получение благоустроенного жилья. После того как функции по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями были переданы из администрации города Тамбова в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, учетное дело Бусыгину В.Е. не было передано в указанный орган.
Бусыгин В.Е. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и администрации г. Тамбова с учетом уточнения исковых требований просил обязать администрацию г.Тамбова передать учетное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить Бусыгина В.Е. в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. во внеочередном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 марта 2017 года исковые требования Бусыгина В.Е. удовлетворены частично.
Постановлено возложить на администрацию г.Тамбова обязанность передать учетное дело на Бусыгина В.Е. в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области с целью включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать включить Бусыгина В.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонд по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м. и не более 37 кв.м., с соответствии с указанным списком.
В удовлетворении остальных требований Бусыгину В.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит решение отменить, вынести новое, отказав в удовлетворении исковых требований.
Считает, что судом были нарушены нормы материального права.
Указывают, что Бусыгин В.Е. уже обеспечен жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно он реализовал свое право на однократное предоставление ему жилого помещения. На момент обращения в управление Бусыгину В.Е. уже было *** лет, в связи с чем он утратил свой статус "лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Бусыгин В.Е. не обращался с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, а также на момент передачи полномочий управлению осуществлять функции по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам ему было *** лет и фактически он реализовал свое право на однократное получение жилого помещения, в связи с этим его учетное дело в управление не поступило.
Возложение обязанности на управление предоставить Бусыгину В.Е. жилое помещение приведет к ущемлению прав других лиц, которые уже состоят в списке.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Бусыгина В.Е. - Абдулаев Н.Я. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления социальной защиты и семейной политики Старкову Е.В., поддержавшую апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, -оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 28 апреля 2007 г. N 451 "Об утверждении единой очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений" (признано утратившим силу Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2011 года N 816) утверждена единая очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, Органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять в управление труда и социального развития области качественно сформированные учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для постановки в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бусыгин В.А., *** года рождения, относящийся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" по *** району г.Тамбова под номером ***.
Учетное дело на Бусыгина В.Е. находится в администрации г.Тамбова, что в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил руководитель жилищного комитета администрации г.Тамбова Чепрасов В.И., который пояснил, что Бусыгину В.Е. как лицу остронуждающемуся в жилье предоставлялось жилое помещение без удобств и площадью меньшей, чем предусмотрено законом. В связи с тем, что Бусыгин В.Е. не обеспечен жильем ни по площади, ни по благоустроенности он продолжает оставаться в существующей до настоящего времени очереди "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Учетное дело Бусыгина В.Е. органом опеки и попечительства администрации г.Тамбова в Управление социальной защиты и семейной политики в *** году не передавалось в связи с достижением им возраста 23 лет.
Разрешая спор, суд исходил из того, что Бусыгин В.Е. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, а отсутствие учетного дела в Управлении соцзащиты Тамбовской области является не виной истца, а следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления. Учитывая, что Бусыгин В.Е. является нуждающимся в жилом помещении, суд правомерно удовлетворил исковые требования о возложении на администрацию г.Тамбова обязанность передать учетное дело на Бусыгина В.Н. в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и о включении Бусыгина В.Е. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о том, что истец ранее воспользовался правом на получение жилья.
Действительно из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Тамбова от *** года N *** Бусыгину В.Е. с составом семьи четыре человека (он, жена - Бусыгина М.Н. дочь - Бусыгина А.В., дочь - Бусыгина Е.В.) по договору социального найма была предоставлена двухкомнатная квартира N *** общей площадью *** кв.м. в доме N *** по ул. ***. Квартира без коммунальных удобств и требует большого ремонта.
В соответствии с Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденным Постановлением администрации Тамбовской области от 23.09.2013 года N 1055, признается невозможным проживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1.2.3).
Так как на момент предоставления жилого помещения по договору социального найма в *** году, так и на сегодняшний день общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, то есть менее 33 кв.м., Бусыгин В.Е. является нуждающимся в жилом помещении.
Доводы жалобы о том, что на момент передачи учетных дел из органа местного самоуправления в органы соцзащиты Бусыгин В.Е. достиг 23 летнего возраста, в связи с чем не подлежит включению в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не состоятельны, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 упомянутого Закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Доводы автора жалобы о том, что Бусыгин В.Е. обеспечен жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно реализовал свое право на однократное предоставление ему жилого помещения, не обоснованны и опровергаются исследованными судом доказательствами, а именно показаниями специалиста Чепрасова В.И. о том, что Бусыгин В.Е. состоит на учете и учетное дело находится в администрации г.Тамбова, постановлением N *** от *** года, из которого следует, что Бусыгин В.Е. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" с *** года.
Оснований для исключения из списка, предусмотренных ст. 6.1 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 N 682-З (ред. от 05.07.2013) "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а именно предоставление жилого помещения в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; утрата оснований, дающих право на предоставление жилого помещения (обеспечение жилым помещением по нормам, путем приобретения жилого помещения за свой счет, либо путем получения наследования или дарения жилого помещения, а также в случае смерти детей-сирот, либо признания судом их безвестно отсутствующими), судом первой инстанции, а также судебной коллегией не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов суда, изложенных в нем, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.