Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В .,
при секретаре: Рудаковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мукомолова С.П. о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" о представлении недостоверных сведений об объекте объекта оценки и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере *** руб., действующей на период 2015 года,
по апелляционной жалобе Мукомолова М.С. на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Мукомолов С.П. обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" о предоставлении недостоверных сведений об объекте оценки и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере *** руб. действующей в период 2015 года. В обоснование заявленных требований указал, что являлся собственником земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***. Решением Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 года, с учетом определения Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 года, была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка равная его рыночной стоимости в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2013 года.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" был утвержден перечень объектов - земельных участков с результатами новой кадастровой стоимости населенных пунктов на территории Тамбовской области, согласно приложениям N 1, N 2 и N 3. Административный истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером *** в данном постановлении отсутствовал.
6 ноября 2015 года для установления новой рыночной стоимости участка он получил кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта, согласно которой кадастровая стоимость составила *** руб. Аналогичная кадастровая стоимость была указана и в кадастровом паспорте от 9 ноября 2015 года N ***. В дополнительной справке от 1 марта 2016 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 29 февраля 2016 года составляла *** руб.
5 мая 2016 года по договору купли-продажи он произвел продажу указанного земельного участка ООО " ***". В кадастровом паспорте N ***, полученном новым собственником кадастровая стоимость земельного участка также указана в размере *** руб. В связи с изложенными обстоятельствами, административный истец указывает, что кадастровая стоимость земельного участка в указанном размере действовала весь 2015 год и до *** 2016 года, так как земельный участок не был включен в постановление администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области".
20 октября 2016 года им было получено налоговое уведомление о начислении земельного налога за 2015 год на указанный земельный участок в сумме *** руб., который был рассчитан исходя его кадастровой стоимости в размере ***. на основании постановления администрации Тамбовской области N 1498 с датой его утверждения 29 ноября 2014 года и датой определения указанной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
Указывает, что внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в Государственный кадастр недвижимости в размере *** руб. и передача их в налоговый орган являются недостоверными сведениями об объекте оценки на 2015 год, так как указанные изменения были произведены без каких-либо нормативных актов государственного органа субъекта РФ и в настоящее время влекут нарушение его материальных прав, поскольку в настоящее время он утратил возможность реализовать свое право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка. В настоящее время новый собственник земельного участка ООО " ***" оспорило результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в размере *** руб. и комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Тамбовской области при Управлении Росреестра по Тамбовской области установлена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Мукомолова С.П. отказано.
Не согласившись в решением суда первой инстанции административный истец обратился в суд с апелляционной жалобой.
В своей жалобе ссылается на доводы, приведенные в административном исковом заявлении.
Указывает также, что публикация в установленном законом порядке 28.11.2014 года в газете " ***" и в сети "Интернет" в свободном доступе постановления администрации Тамбовской области N 1498 от 28 ноября 2014 года об утвержденной кадастровой оценки земельных участков в Тамбовской области, не снимает обязанности с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области предоставлять достоверные, полные и актуальные сведения о новой кадастровой стоимости конкретного земельного участка заинтересованному лицу по его обращению в государственный орган, с целью принимать решение по реализации права на оспаривание результатов оценки или отказаться от их оспаривания. Тем не менее, судом было установлено и отражено в решении, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка *** в размере *** 97 руб. находились в Государственном кадастре недвижимости в Реестре со статусом "архивные" в период получения истцом и другим собственником кадастровых справок и кадастровых паспортов, что, по мнению автора жалобы, подтверждает факт их неактуальности действия во времени и отсутствие надобности их применения, учитывая отсутствия разъяснений государственного органа по их применению в будущем как "актуальные и достоверные".
Считает, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что именно сведения о кадастровой стоимости, указанные в кадастровой справке, являются основанием для принятия решения на ее оспаривание, и согласно статьи 246 КАС РФ является одним из основных доказательств об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае если кадастровая стоимость является завышенной по отношению к рыночной стоимости, где указанное обстоятельство как основание оспаривания отсутствовало.
Полагает, что административный ответчик обязан был после исполнения судебного постановления от ***. N *** и внесении сведений о рыночной стоимости в размере *** руб., если они утратили свою актуальность, сразу же в течении одного рабочего дня внести другие сведения о кадастровой стоимости, по их мнению актуальные и достоверные, в размере *** руб. утвержденные постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014г. N 1498, а не держать сведения в ГКН в размере *** руб. на протяжении одного года, предоставляя их как "достоверные, полные и актуальные". Несвоевременное внесение в ГКН достоверных и актуальных сведений является незаконными действиями (бездействием) административного ответчика, которое привело к нарушению прав и интересов административного истца.
Также указывает, что ссылка суда на осведомленность представителя о наличии постановления администрации Тамбовской области от 28.11.2014г. N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" и не уведомление истца о данном факте, является незаконной, и направлена на переложение обязанностей государственного органа, установленных федеральными законами РФ, на иное лицо, а также оправдание действий (бездействия) административного ответчика.
Полномочия представителя определены в рамках выданной мной доверенности, согласно формы установленной КАС РФ, в которой отсутствует такие полномочия, и не могут у него быть в силу закона, как предоставление сведений, имеющих специфические данные о чем-либо, а также информировать меня об изменениях в нормативно-правовых актах органов власти субъекта, законодательстве РФ, субъекта РФ и т.д.
Просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области не согласен с доводами апелляционной жалобы. В своих возражениях указывает, что Определением Верховного суда РФ от *** по делу N *** стоимость земельного участка в результате оспаривания кадастровой стоимости земельного участка утвержденной постановлением 1276 от 2013 года, была установлена в размере равном рыночном ***. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная судебным решением, для целей налогообложения использовалась до 01.01.2015 года. С 01.01.2015 года для целей налогообложения применялись сведения о кадастровой стоимости земельного участка утвержденной Постановлением 1498. Величина данной кадастровой стоимости предметом рассмотрения по делу N *** не являлась и в дальнейшем административным истцом оспорена не была. В связи с этим применение кадастровой стоимости установленной в размере *** рублей для целей налогообложения на 2015 год не распространяется.
Также указывает на то, что все запросы о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в виде кадастровой справки были сделаны представителем административного истца Зиминым А.В., только на текущую дату. С запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка содержащейся в кадастре недвижимости на дату предшествующей, дате внесения сведений о кадастровой стоимости установленной судебным решением административный истец не обращался.
Просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мукомолова С.П. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра о Тамбовской области" Харланову Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, Мукомолов С.П. являлся собственником земельного участках кадастровым номером *** по адресу: *** Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена постановлением администрации Тамбовской области N 1276 от 11 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" по состоянию на 1 января 2013 года в размере ***.
Решением Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 года с учетом определения Верховного Суда РФ N 13-АПГ15-5 от 13 мая 2015 года, была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка равная его рыночной стоимости в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2013 года. На ФГУБ ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2013 года.
5 мая 2016 года по договору купли-продажи Мукомолов С.П. продал указанный земельный участок ООО " ***", право собственности которого зарегистрировано 20 мая 2016 года.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" был утвержден перечень объектов - земельных участков с результатами новой кадастровой стоимости населенных пунктов на территории Тамбовской области, согласно приложений N 1, N 2 и N 3, при этом данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** содержатся под номером N54764 Приложения N 1. Указанное постановление было опубликовано в установленном законом порядке 28 ноября 2014 года в газете "Тамбовская жизнь" и опубликовано в сети "Интернет" в свободном доступе.
Сведения о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере ***., установленные постановлением администрации Тамбовской области N 1498 от 28 ноября 2014 года поступили ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области 8 декабря 2014 года и вынесены в Государственный кадастр недвижимости 13 декабря 2014 года в строгом соответствии с вышеуказанными требований действующего законодательства.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2013 года внесены в государственный кадастр недвижимости после вступления в законную силу Решением Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 года (24 июля 2015 г.).
*** года Мукомолову С.П. ИФНС России по г. Тамбову направлено налоговое уведомление N *** об уплате земельного налога за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** с указанием его кадастровой стоимости *** руб.
Из кадастровой справки ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области от 1 сентября 2016 года кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере *** руб., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 28 ноября 2014 года N 1498.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принят" ими решений об утверждении результатов государственной кадастровой оцени объектов недвижимости.
Согласно ч.3 ст. 16 указанного ФЗ в указанной редакции кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п.п. 7, 11-20, 25-30 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в п. 11 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной детальности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Как следует из ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной детальности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости и применяется до вступления в силу в порядке, определенной ст.5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой стоимости, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в ГКН.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказателсьва в их совокупности и правильно применив нормы действующего в спорный период законодателсьва, суд первой инстнции обоснованно пришел к выводу о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области N 1276 от 11 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" для целей налогообложения применялись в период с 1 января 2014 года по 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года и по настоящее время для целей налогообложения применяются результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тамбовской области, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области N 1498 от 28 ноября 2014 года.
При этом, сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, в размере *** руб., установленной решением Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 года по состоянию на 1 января 2013 года внесены действовали для целей налогообложения с 01.01.2013 г. по 31.12.2014 г.
С 01.01.2015 года применялись сведения о кадастровой стоимости земельного участка, утверждённая постановлением администрации Тамбовской области N 1498 от 28 ноября 2014 года, которая Мукомоловым С.П. в установленном законом порядке не оспаривалась.
Кроме того, п. 10 ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, предусмотрено следующее. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ Минэкономразвития России утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден приказом Минэкономразвития России N 42 от 4 февраля 2010 года (далее Порядок).
В соответствии с п.п. 7-8 Порядка структура сведений о кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости представляет собой совокупность сведений о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости и дате ее утверждения, реквизитов акта об утверждении кадастровой стоимости, дате внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, дате применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда и дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (даты определения кадастровой стоимости).
На основании п. 18 Порядка датой принятия органом кадастрового учета, решения являлась дата внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений.
В соответствии с п. 57 указанного Порядка при внесении в реестр новых сведений об объектах недвижимости при осуществлении учета изменений таких объектов, исправления технических ошибок предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в Реестре со статусом "архивные", если иное не предусмотрено Порядком.
В силу п. 58 Порядка при выполнении записей в Реестре в отношении одного и того же объекта недвижимости устанавливается очередность в зависимости от времени регистрации заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия. Первыми в Реестре выполняются записи в результате рассмотрения ранее зарегистрированного заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что первыми в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области 8 декабря 2014 года поступили документы в порядке информационного взаимодействия от администрации Тамбовской области в виде постановление N 1498 о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка, данные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости 13 декабря 2014 года, т.е. в течение 10 рабочих дней в соответствии с вышеуказанным Порядком, а позже после вступления в законную силу решения суда 24 июля 2015 года, были внесены в государственный кадастр недвижимости данные о кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением суда в размере *** руб.
Архивными по дате поступления документов и их рассмотрению являются документы, как правильно установлено судом, поступившие в порядке информационного взаимодействия из администрации Тамбовской области, поэтому при выдаче кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости *** года и *** года, кадастровых паспортов на спорный земельный участок *** года и *** года, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области использовались данные внесенные к государственный кадастр невидимости на основании решения суда, поступившие в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области 23 июля 2015 года, т.е. позже данных о новой кадастровой стоимости, установленной постановлением администрации Тамбовской области N 1498 и внесенных в Государственный кадастр недвижимости 13 декабря 2014 года. При этом, в представленных административным истцом кадастровых справках о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата применения указанной кадастровой стоимости не указывалась.
Судом также установлено, что в период возникновения спорных правоотношений, форма кадастрового паспорта была утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2014 года N 504, а форма кадастровой справки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 1 января 2013 года N 566.
В соответствии с п. 11 Приложения N 3 приказа Минэкономразвития РФ от 25 августа 2014 года N 504 в кадастровом паспорте указываются последние по дате внесения в кадастр недвижимости сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 4 приказа Минэкономразвития РФ от 1 января 2013 года N 566 в кадастровой справке указываются сведения о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости в ГКН, по состоянию на дату, указанную в запросе о предоставлении сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, на основании которого выдается справка.
Поскольку данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере *** руб., установленной Определением Верховного Суда РФ, поступили в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области позже данных постановления администрации Тамбовской области N 1498, а сами справки запрашивались представителем административного истца на дату подачи соответствующих запросов от *** года и *** года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области полностью советовали действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мукомолова С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.