Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Рудаковой О.О.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности организовать работы по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода светофорным регулированием в применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова, в порядке ст.39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова о признании бездействия по не организации работы по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного по адресу: *** светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков незаконным и о возложении обязанности организовать работы по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного по адресу: *** светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходных потоков. В обоснование административных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова проверки было установлено, что нерегулируемый пешеходный переход, расположенный по адресу: ***, не оборудован светофорной сигнализацией. Согласно информации УГИБДД УМВД России по Тамбовской области указанный участок дороги по итогам 2016 года является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий, на котором зарегистрировано 5 дорожно-транспортных происшествий, из которых 4 связаны с наездом транспортного средства на пешехода. За период 2012-2016 г.г. на данном участке зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий, из которых 6 связаны с наездом транспортного средства на пешехода. Зарегистрированные дорожно-транспортные происшествия могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. УГИБДД УМВД России по Тамбовской области в администрацию г. Тамбова неоднократно вносились предложения о необходимости введения светофорного регулирования на указанном участке. Однако мероприятия администрацией г. Тамбова по организации дорожного движения на данном участке дороги до настоящего времени не выполнены. Непринятие мер администрацией г. Тамбова по введению светофорного регулирования на указанном участке свидетельствует о ее бездействии, что создает угрозу безопасности движения пешеходов, ущемляет права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.
Определением (протокольным) Ленинского районного суда г. Тамбова от 27.02.2017г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ " ***".
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции администрация г. Тамбова обратилась в суд с апелляционной жалобой.
Указывает, что лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог на территории города Тамбова является муниципальное бюджетное учреждение " ***" (далее - МБУ " ***"), созданное администрацией города Тамбова в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Тамбова и постановлением администрации города Тамбова от 19.04.2011 N 2536 "О реорганизации муниципального учреждения "Дирекция городских дорог" путем выделения", в целях решения вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Так, в соответствии с п. 2.1 Устава МБУ " ***", утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 27.05.2011 N 3606, учреждение создано в целях эффективного использования средств местного бюджета, направляемых на финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог в пределах территории города Тамбова. При этом, одним из основных видов деятельности МБУ " ***", является организация и выполнение работ по содержанию, ремонтно-строительных работ в отношении городских территорий, дорог, тротуаров и искусственных сооружений, непосредственно связанных с дорогой, элементов обустройства автомобильных дорог с учетом установки недостающих (перильные ограждения, урны, искусственные неровности, технические средства организации дорожного движения и т. д.), а так же организация работ по обеспечению безопасности дорожного движения, относящихся к компетенции учреждения.
Также указывает, что финансирование МБУ " ***" осуществляется путем выделения субсидии из бюджета городского округа - город Тамбов на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в рамках заключенного соглашения между комитетом городского хозяйства администрации города Тамбова и МБУ " ***" о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Финансирование выполнения работ по введению светофорного регулирования на территории города Тамбова предусмотрено муниципальной программой города Тамбова "Обеспечение безопасности населения города Тамбова, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 N 9634.
Средства (субсидии) на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного по Моршанскому шоссе, 40 г. Тамбова светофорным регулированием доведены до МБУ " ***" в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
Таким образом, считает, что администрацией города Тамбова, как органом местного самоуправления, предприняты все необходимые организационно-распорядительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории города Тамбова, в том числе по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного по ***, светофорным регулированием.
Отмечает, что в силу своих полномочий администрация города Тамбова не осуществляет фактическое выполнение действий по установке светофорных объектов.
Просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года отменить.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Тамбова П.Т.В.., поддержавшую жалобу, прокурора, считавшего решение правильным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Статьей 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных, образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-Ф9 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной, власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закрепляет право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что к ведению муниципального образования городского округа - город Тамбов относится выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся, в том числе светофоры.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п.7.2.14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из четырех условий, в том числе при условии если на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации.
Согласно п.7.2.15 указанного Национального стандарта светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении.
Названные требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, и в силу чего подлежат обязательному исполнению.
Результаты проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова и предоставленная УГИБДД УМВД России по Тамбовской области информация о необходимости введения светофорного регулирования на заявленном пересечении улиц, однако действия для организации работ для безопасности дорожного движения по адресу: ***, никем не опровергнуты.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что что УГИБДД УМВД России по Тамбовской области неоднократно вносились в администрацию г. Тамбова предложения о необходимости введения светофорного регулирования на заявленном пересечении улиц, однако действия для организации работ для безопасности дорожного движения по адресу: *** административным ответчиком до настоящего времени не осуществлены.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о ненадлежащем обеспечении администрацией г. Тамбова образом безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, является обоснованным.
Доводы о том, что МБУ " ***" создано для эффективного использования средств местного бюджета, направляемых на финансирование работ по содержанию автомобильных дорог и основной уставной деятельностью которого является, в том числе установка недостающих технических средств организации дорожного движения, коллегия считает несостоятельным. В материалах не имеется объективных сведений о наличии соответствующего муниципального задания данному учреждению на введение светофорного регулирования на заявленном пересечении улиц, а также сведений о необходимом размере средств местного бюджета (смета, проект) и фактическое осуществление финансирования данного муниципального задания именно на указанные цели.
Само по себе финансирование администрацией г.Тамбова в рамках иных муниципальных заданий МБУ " ***", не является основанием для вывода об отсутствии незаконного бездействия в деянии административного ответчика применительно к предмету рассмотрения по настоящему делу.
О правильности данного вывода свидетельствует и представленная МБУ " ***" информация, согласно которой в 2017 году установка светофорного объекта по адресу: *** не планируется.
В изложенной ситуации суд первой инстанции правомерно, на основании приведенных в решении норм материального права и совокупности исследованных в судебном заседании доказательств пришел к выводу о том, что в данном случае меры прокурорского реагирования направлены на цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Указанное выше бездействие административного ответчика создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасные условия движения, свидетельствует о незащищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.