Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 мая 2017 г. по делу N 33а-683/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО6,
судей:
ФИО7
при секретаре ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО8 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего ВУНЦ "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Академия) подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел ЗРУЖО), связанных с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений члена его семьи.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 зачислен с ДД.ММ.ГГГГ на 1 курс очного обучения в Академию ( "адрес") на воинскую должность слушателя. В его личном деле в качестве члена его семьи записан сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., с которым он прибыл к новому месту службы. Служебное жилое помещение по предыдущему месту службы им сдано установленным порядком и он с сыном зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу Академии. Ввиду отсутствия служебного жилого помещения, ФИО1 осуществляет поднаем жилого помещения по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился установленным порядком в 1 отдел ЗРУЖО с заявлением о включении его и сына в список на предоставление служебных жилых помещений, но решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ в такой список включен только административный истец.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа во включении в список на предоставление служебных жилых помещений его сына и обязать начальника 1 отдела ЗРУЖО отменить указанное решение, а также включить его сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в список на предоставление служебных жилых помещений, в качестве члена его семьи. Кроме того, просил суд взыскать с 1 отдела ЗРУЖО в его пользу судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в список на предоставление служебных жилых помещений сына истца и обязал должностное лицо отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о включении сына истца в список на предоставление служебных жилых помещений в качестве члена его семьи. Кроме того, суд взыскал с 1 отдела ЗРУЖО в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на начальника 1 отдела ЗРУЖО обязанности включить его сына в список на предоставление служебных жилых помещений в качестве члена его семьи суд отказал.
В апелляционной жалобе должностное лицо, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция).
Обращает внимание, что в соответствии с п. 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в комплекте с документами, в том числе копии паспортов с данными о регистрации по месту жительства.
По мнению автора жалобы, суд оставил без внимания, что ФИО1 не подтвержден факт прибытия членов его семьи к новому месту военной службы документами, установленными п. 2 Инструкции и содержащими данные о регистрации по месту жительства.
Считает, что представленные истцом документы о регистрации по месту пребывания, о найме жилого помещения по адресу: "адрес", сами по себе не подтверждают факт прибытия члена семьи к новому месту военной службы, и не предусмотрены Инструкцией к представлению в уполномоченный орган.
Обращает внимание, что в отношении малолетнего сына отсутствует соглашение раздельно проживающих родителей, заключенное в порядке п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, что ставит под сомнение действительность проживания ребенка с отцом, чему судом оценка не дана.
В заключение автор жалобы указывает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ о включении в список на предоставление служебных помещений по адресу прохождения военной службы истца в составе семьи 1 человек принято на основании представленных им документов, в соответствии с требованиями, прямо установленными п. 2 Инструкции, а потому является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих -граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу, к которому прикладываются соответствующие документы, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Согласно материалам дела приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 зачислен с ДД.ММ.ГГГГ на 1 курс очного обучения в Академию ( "адрес") на воинскую должность слушателя. Копиям свидетельств о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ N и N ФИО1 и его сын зарегистрирован на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу Академии: "адрес" поля, "адрес". Копией договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и копией дополнительного соглашения к нему, подтверждается, что ФИО1 и его сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют поднаем жилого помещения по адресу: "адрес". Плата за наем в месяц составляет 30000 рублей.
Из материалов дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в 1 отдел ЗРУЖО с просьбой включить в список на предоставление служебных жилых помещений его и сына, для чего им были представлены, в том числе, вышеуказанные свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу Академии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ начальник 1 отдела ЗРУЖО принял решение о включении ФИО1 с составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы, с указанием о том, что им не подтвержден документами, предусмотренными п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений и пунктами 1, 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" факт прибытия члена семьи к новому месту военной службы совместно с военнослужащим.
При таких обстоятельствах, поскольку суд первой инстанции установил, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в должности слушателя Академии, его сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, фактически прибыл к новому месту службы военнослужащего в "адрес", и, ввиду отсутствия служебного жилого помещения по новому месту военной службы, они зарегистрировались по месту пребывания по адресу воинской части (Академии) в "адрес", а служебное жилое помещение по прежнему месту службы административным истцом сдано установленным порядком, то пришел к верному выводу о необоснованности отказа 1 отдела ЗРУЖО во включении в список на предоставление служебных жилых помещений члена семьи административного истца.
Приходя к такому выводу, гарнизонный военный суд обоснованно учитывал, что в соответствии с пунктом 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Пунктом 23 приведенных Правил установлено, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Верным является и указание в решение суда первой инстанции, что поскольку место дислокации воинской части не является местом жительства военнослужащего и членов его семьи, регистрация по месту пребывания, а не по месту жительства не может препятствовать в реализации военнослужащими-гражданами своих прав и свобод, а также исполнении ими обязанностей перед государством, а, следовательно, не может являться основанием для отказа в реализации права военнослужащего на предоставление служебного жилого помещения. Распоряжением начальника Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах регистрации военнослужащих и членов их семей", начальникам территориальных подразделений УФМС России по "адрес" сообщается, что военнослужащие, зачисленные на учебу в военно-учебные заведения в качестве слушателей, адъюнктов, при отсутствии жилой площади регистрируются по месту пребывания по адресам ВУЗов.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд обоснованно возложил обязанность на начальника 1 отдела ЗРУЖО отменить вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть вопрос о включении сына истца, ДД.ММ.ГГГГ, в список на предоставление служебных жилых помещений, в качестве члена его семьи.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.