Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рыбакова В.Б. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбакова В.Б.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2017 года Рыбаков В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Рыбаков В.Б. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу по тем мотивам, что проведенное им публичное мероприятие являлось одиночным пикетированием, уведомление органа местного самоуправления о котором действующим законодательством не предусмотрено. Осуществление иным лицом видеозаписи указанного мероприятия не свидетельствует о групповом пикетировании. В дополнении к жалобе, представленном в судебном заседании, заявитель указывает, что при производстве по делу были допущены существенные процессуальные нарушения.
Изучив доводы жалобы с дополнениями, проверив дело в полном объеме, выслушав Рыбакова В.Б. и его защитников Сидорова Ю.Б. и Романова П.В., удовлетворив ходатайство о разрешении проведении видеосъемки в судебном заседании Романовым П.В., прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Статьей 7 Закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием (часть 1.1 статьи 7 Закона).
Часть 4 статьи 5 Закона обязывает организатора публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики при пикетировании, осуществляемом одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, составляет не менее десяти метров.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики N 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 598 (ред. от 15.11.2013) площадка перед памятником В.И.Чапаеву в сквере Чапаева г. Чебоксары отнесена к специально отведенным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера месту.
Как следует из представленных материалов дела и фактических обстоятельств дела, 16 апреля 2017 года около 12 часов 16 апреля 2017 года Рыбаков В.Б. совместно с иными оппозиционно-настроенными лицами собрались организованной группой в сквере Чапаева около дома N 46а г. Чебоксары, после чего выдвинулись по направлению к Красной площади г. Чебоксары.
Около 13 час 30 минут Рыбаков В.Б., находясь между домом N 3 бульвара К.Ефремова и домом N 17 по улице Карла Маркса г. Чебоксары, развернул заранее приготовленный им плакат с надписью "данные изъяты" и стал осуществлять пикетирование.
В это время установленное правоохранительными органами лицо, под видом принятия у Рыбакова В.Б. интервью, преследуя единую с ним цель проведения несанкционированного в установленном порядке публичного мероприятия в форме группового пикетирования, представившись независимым репортером, стало снимать Рыбакова В.Б. на видеокамеру мобильного телефона и задавать Рыбакову В.Б. вопросы по поводу причин проведения публичного мероприятия, интересоваться личностью М.В., чье имя было указано на плакате Рыбакова В.Б., при этом находясь от последнего на расстоянии одного метра, что менее установленного законом минимального расстояния между пикетирующими.
Таким образом, Рыбаков В.Б. совместно с иным установленным правоохранительными органами лицом провел публичное мероприятие в форме группового пикетирования с использованием средств наглядной агитации в форме плаката с надписью "данные изъяты" без подачи уведомления о его проведения в органы местного самоуправления г. Чебоксары.
Действия Рыбакова В.Б. как лица, проводившего публичное мероприятие в форме группового пикетирования в отсутствие поданного в установленном порядке соответствующего уведомления, по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вышеприведенные обстоятельства и вина Рыбакова В.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N, рапортами сотрудников полиции Д.Н.А., А.В.В., Т.А.В., объяснениями оперуполномоченных ОУР УМВД России по г. Чебоксары М.М.Е., К.А.В., письменными объяснениями Э.А.А., в которых он не отрицал осуществление видеосъмки пикетирования ранее знакомого Рыбакова В.Б., в ходе которого он брал у последнего интервью о целях пикетирования и личности М.В., осуществляющего оппозиционную политическую деятельность, диском с видеозаписями с места сбора группы лиц с участием Рыбакова В.Б. в сквере Чапаева, прохождения указанной группы к месту пикетирования и процесса осуществления пикетирования, другими доказательствами.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Административное наказание назначено Рыбакову В.Б. в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Срок давности привлечения Рыбакова В.Б. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права при привлечении Рыбакова В.Б. к административной ответственности не допущено.
Доводы жалобы Рыбакова В.Б. о том, что проведенное публичное мероприятие являлось одиночным пикетирование, не требующим подачи уведомления, не принимаются.
Так, из имеющихся в деле видеозаписей, объективно отражающих произошедшие события, следует, что до начала осуществления Рыбаковым В.Б. пикетирования производилась групповая съемка присутствующих в месте пикетирования лиц, в числе которых находился иное лицо, которое в последующем подошло к Рыбакову В.Б. и под видом интервью стало осуществляю видеосъемку и задавать Рыбакову В.Б. относительно содержания плаката и целей пикетирования.
Из характера осуществляемых действий, звукового сопровождения видеозаписи, согласно которой сначала прозвучали слова "Готов", лишь после чего Рыбаков В.Б. развернул плакат и к нему подошло иное установленное лицо, следует, что они ранее знакомы и свои действия по проведению пикетирования заранее запланировали, а после размещения Рыбаковым В.Б. плаката, выражающего мнение относительно политической жизни страны, продолжали действовать согласовано, осуществляли разговор относительно политической деятельности М.В. под видом интервью, что свидетельствует о наличии у них единой цели и общей организации.
С учетом указанного в соответствии с частью 1.1 статьи 7 Закона и частью 2 статьи 6 Закона Чувашской Республики в данном конкретном случае указанные согласованные действия постановлением судьи обосновано признаны групповым пикетированием.
Несогласие с выводами судьи и оценкой доказательств не может служить основанием к отмене проверяемого постановления.
Приводимые в дополнении к жалобе доводы о неправильном указании в протоколе об административном правонарушении и в постановлении судьи места пикетирования- возле дома N 17 по ул. К Ефремова г. Чебоксары, не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку из представленной видеозаписи и фактических обстоятельств дела следует, что групповое пикетирование проведено между домом N 3 бульвара К.Ефремова и домом 17 по улице Карла Маркса г. Чебоксары.
В данном случае допущена очевидная ошибка в номере дома, которая может быть устранена судьей районного суда путем вынесения определения в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления судьи, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела судьей районного суда защитником Сидоровым Ю.Б. была оказана юридическая помощь Рыбакову В.Б.
Доводы жалобы о неполном и одностороннем исследовании обстоятельств дела, необоснованном отклонении ходатайств о вызове и допросе свидетелей, в тот числе сотрудников полиции, о рассмотрении дела в закрытом режиме, об отказе в ознакомлении с материалами дела, отсутствии протокола судебного заседания, не влекут отмену обжалуемого постановления последующим основаниям.
В материалах дела отсутствует ходатайство Рыбакова В.Б. об ознакомлении с материалами дела в районном суде, при этом 11 мая 2017 года после подачи соответствующего ходатайства он ознакомился с делом Верховном Суде Чувашской Республики.
Каких-либо сведений о том, что судья рассмотрел дело в закрытом заседании либо препятствовал присутствию в зале судебного заседания явившихся слушателей, не представлено.
Поскольку сведений о заинтересованности сотрудников полиции, находившихся при исполнении служебных обязанностей, в исходе дела, их небеспристрастности к Рыбакову В.Б, или допущенных ими злоупотреблениях, не установлено, оснований ставить под сомнение сведения, сообщенные сотрудниками полиции в рапортах и объясненях, не имеется.
Письменные объяснения у свидетелей получены с соблюдением процедуры, установленной статьей 25.2 КоАП РФ, оснований ставить под сомнение их достоверность и допустимость также не имеется.
Представленные доказательства, в том числе видеозаписи, объективно зафиксировавшие произошедшие события, являлись достаточными для разрешения дела об административном правонарушении.
Обязательное ведение протокола судебного заседания нормами КоАП РФ не предусмотрено, при этом отсутствие разрешения судьи на осуществление в судебном заседании фотосъемки и видеозаписи не повлекло нарушение прав участников производства по делу об административном правонарушении и принципа гласности и открытости судопроизводства.
Иных аргументированных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу постановления, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Вместе с тем из постановления судьи подлежит исключению указание о том, что групповое пикетирование осуществлено Рыбаковым В.Б. совместно с Э.А.А.
Поскольку настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено судьей лишь в отношении Рыбакова В.Б, то оно не может содержать выводы о виновности иного установленного правоохранительными органами лица, не являвшегося в рамках рассматриваемого дела участником производства, в отношении которого отсутствует вступившее в законную силу постановление судьи.
Таким образом, в тексте постановления формулировки об участи Э.А.А. в групповом пикетировании с Рыбаковым В.Б. являются некорректными и подлежат уточнению путем указания о том, что Рыбаков В.Б. провел групповое пикетирование с иным установленным правоохранительным органом лицом.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбакова В.Б. оставить без изменения, жалобу Рыбаквоа В.Б. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.