Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора направления по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Чебоксары Федотовой Т.М. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбакова В.Б.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Рыбакова В.Б. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Управления МВД России по г. Чебоксары, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, подало жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывают на то, что Рыбаков В.Б. принял участие в пикетировании в специально отведенном для этого месте совместно с иными лицами, то есть в групповом пикетировании, и при проведение данного публичного мероприятия требуется подача соответствующего уведомления.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав инспектора направления по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Чебоксары Федотову Т.М., поддержавшую доводы жалобы, мнение Рыбакова В.Б. и его защитника Романова П.В. об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ, Закон).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Согласно статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням (статья 7 Закона).
В соответствии с частью 1.1 статьи 8.8 Федерального закона N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Часть 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон Чувашской Республики N 77) устанавливает, что в случае если численность участников публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте, которые в соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики, не превышает 100 человек, подача уведомления организатором о проведении такого публичного мероприятия не требуется.
Организатор публичного мероприятия, проводимого в специально отведенном месте, численность которого не превышает 100 человек, в срок не ранее 15 и не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия направляет в администрацию муниципального района (городского округа) в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона информацию, в которой указываются:
дата, место проведения, время начала и окончания публичного мероприятия;
фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона.
в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики N 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 598 (ред. от 15.11.2013) площадка перед памятником В.И.Чапаеву в сквере Чапаева г. Чебоксары отнесена к специально отведенным местам.
18 апреля 2017 года инспектором по исполнению административного законодательства ОП N 1 Управления МВД России по г. Чебоксары И.Д.Г. в отношении Рыбакова В.Б. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ по тем основаниям, что 16 апреля 2017 года в период времени с 12 часов до 12 часов 20 минут он совместно с другими участниками оппозиционно - настроенных граждан, находясь в специально отведенном для проведения публичных мероприятий месте - в сквере Чапаева перед памятником В.И. Чапаеву около дома N 46а по проспекту Ленина г. Чебоксары, с целью проведения несанкционированного публичного мероприятия в форме пикетирования в поддержку М., с использованием куриных яиц с нанесением буквенных значений путем соединения яиц продемонстрировал лозунг "данные изъяты",
Таким образом Рыбаков В.Б. принял участие в несогласованном в установленном порядке с органами местного самоуправления г. Чебоксары публичном мероприятии в форме группового пикета с использованием средств наглядной агитации "данные изъяты"", то есть без направления в установленном порядке информации о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, чем нарушила требования статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ и части 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики N 77.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда установиланалогичные обстоятельства участия Рыбакова В.Б. в публичном мероприятии в форме группового пикетирования, число участников которого, согласно материалам дела, составило 11 человек, то есть менее ста человек, и было проведено в специально отведенном для этого месте.
Выводы суда об обстоятельствах участия Рыбаковым В.Б. в групповом пикетировании являются правильными, и подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе рапортом начальника ЦПЭ МВД по Чувашской Республике Ф.С.Н.; фототаблицей ЦПЭ МВД по Чувашской Республике о проведенном публичном мероприятии, на которой зафиксировано нахождение Рыбакова В.Б. в сквере В.И. Чапаева в составе группы лиц, выложивших с помощью куриных яиц с нанесенными на них буквами лозунг "данные изъяты"; справкой о публичном мероприятии, проведенном в поддержку М. - политического деятеля и руководителя "данные изъяты"; рапортом оперуполномоченного ОУР УМВД России по Чувашской Республике М.М.Е.; письмом администрацией горда Чебоксары от 18 апреля 2017 года N Ф-4811 об отсутствии поступивших уведомлений о проведении публичных мероприятий в сквере им. Чапаева; диском с видеозаписью публичного мероприятии и другими.
Вопрос об оценке конституционности положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающих обязанность подачи организатором публичного мероприятия уведомления о его проведении, в том числе применительно к специально отведенным местам, был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлениях от 18 мая 2012 года N 12-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 13 мая 2014 года N 14-П сформулировал правовые позиции.
Как указано в абзаце 6 пункта 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016год N 1428-О "По жалобе граждан Анохиной Анастасии Владимировны, Бадова Дениса Владимировича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", вышеприведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу и подлежат учету всеми правоприменительными органами, включая суды, при применении положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", касающихся уведомления о проведении публичного мероприятия, в том числе оспариваемых заявителями положений части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8. В силу этих правовых позиций данные законоположения не препятствуют - в системе действующего правового регулирования - проведению в специально отведенных местах без предварительного уведомления публичных мероприятий любой формы (вида), если количество участников таких мероприятий не превышает предельной численности лиц, установленной законом субъекта Российской Федерации, которая не может быть менее ста человек, что, в свою очередь, исключает наступление административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации за проведение соответствующих публичных мероприятий без подачи уведомления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, диспозицию части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, а также отсутствие в деле доказательств, позволяющих отнести Рыбакова В.Б. к числу организаторов данного мероприятия, и неуказание данного обстоятельства в протоколе об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае лишь участие Рыбакова В.Б. в публичном мероприятии в форме группового пикета в специально отведенном месте без соответствующего уведомления при числе участников пикетирования менее ста человек не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи районного суда не имеется.
Следует отметить, что в материалах дела и в протоколе об административном правонарушении также не имеется сведений о нарушении Рыбаковым В.Б. как участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, свидетельствующих о наличии в его действиях административного правонарушения, предусмотренного иными частями статьи 20.2 КоАП РФ, предусматривающих более мягкое наказание.
Доводы жалобы должностного лица УМВД России по г. Чебоксары о том, что согласно действующему законодательству на территории Чувашской Республике без подачи соответствующего уведомления могут проводится лишь публичные мероприятия в форме собрания и пикетирования, проводимого одним лицом без использования сборно - разборной конструкции, о необходимости направления в соответствии с частью части 3 статьи 3 Закона Чувашской Республики N 77 информации в администрацию городского округа, не влекут за собой отмену обжалуемого постановления судьи, поскольку по своей сути являются несогласием с правовой позицией, содержащейся в судебном решении Конституционного Суда Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, судьей районного суда не допущено.
Иных аргументированных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по делу постановления, жалоба не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рыбакова В.Б. оставить без изменения, жалобу инспектора направления по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Чебоксары Федотовой Т.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.