Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Соснина А.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 20-АРЗ-2017 года от 16 февраля 2017 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соснина А.А.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 20-АРЗ-2017 от 16 февраля 2017 года руководитель группы по осуществлению закупок Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии Соснин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Постановление обжаловано Сосниным А.А. в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики, решением которого от 31 марта 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 20-АРЗ-2017 от 16 февраля 2017 года оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Соснин А.А. просит об отмене решения судьи и прекращении производства по делу на основании части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по тем основаниям, что она не является лицом, утвердившим конкурсную документацию.
Изучив представленные материалы и проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Соснина А.А. и должностного лица административного органа, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
По правилам пунктов1, 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно) при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Постановлением должностного лица Управления ФАС по Чувашской Республики Соснин А.А., являющийся руководителем группы по осуществлению закупок Отделения Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике - Чувашии, привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по следующим основаниям.
По результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Н.В.Н. решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по делу N от 2 июня 2016 года в действиях заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике - Чувашии при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту административных помещений УПФР в г. Новочебоксарск Чувашской Республике (межрайонное), с начальной (максимальной ценой контракта (извещение N, размещенное Заказчиком 28 апреля 2016 года в Единой информационной системе в сфере закупок, протоколом рассмотрения первых частей заявок N от 20 мая 2016 года, на участие в электронных аукционе участнику N ИП Н.В.Н. в допуске к участию в электронном аукционе отказано) признано нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Данное нарушение выражено в том, что в утвержденной документации об электроном аукционе при описании объекта закупки использованы показатели не в соответствии с действующими требованиями государственных стандартов и технических регламентов, предусмотренных законодательством о техническом регулировании - по позиции 5 Перечня материалов и их технических характеристик, установленные Заказчиком в Приложении 2 к Техническому заданию аукционной документации свойства красок фасадных как "самогрунтующиеся", "самоочищающиеся" стандартизированной терминологией, регламентами, стандартами и иными нормативными документами, изданными в соответствии с законодательством Российской федерации о техническом регулировании, не предусмотрены.
Таким образом, в действиях Заказчика, утвердившего аукционную документацию Заказчика, выявлено нарушение части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Признавая Соснина А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к выводу, что он, являясь ответственным должностным лицом за осуществление закупки на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту административных помещений УПФР в г. Новочебоксарск Чувашской Республике (межрайонное), руководителем группы по осуществлению закупок Заказчика, несет административную ответственность в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, поскольку несет ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе, при этом не предпринял необходимых мер по соблюдению вышеуказанного законодательства при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Рассматривая жалобу Соснина А.А., судья районного суда согласился с указанными выводами должностного лица и вынес решение об оставлении обжалуемого постановления без изменения.
В данном конкретном случае с выводами должностного лица и судьи районного суда о доказанности вины Соснина А.А. в совершении вменяемого административного правонарушения согласиться нельзя, поскольку они не основаны на всестороннем и объективном исследовании материалов дела и являются преждевременными.
Так, из дословного содержания части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ следует, что применительно к настоящему делу административной ответственности подлежит должностное лицо, утвердившее документацию об электронном аукционе.
Из размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок и представленной Сосниным А.А. документации об электронном аукционе на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту административных помещений УПФР в г. Новочебоксарск Чувашской Республике (межрайонное), следует, что она утверждена не Сосниным А.А, а иным должностным лицом Заказчика.
Согласно имеющейся в деле информационной карте аукциона руководителем контрактной службы Заказчика является не Соснин А.А., а и иное лицо.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Из взаимосвязанных положений вышеприведенных норм следует, что члены комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы несут административную ответственность не за любые нарушения, допущенные при осуществлении закупок, а лишь в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном конкретном случае из материалов дела не следует, что Соснин А.А. является лицом, утвердившим документацию об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при этом выводы о его участии в утверждении указанной документации либо ненадлежащем исполнении служебных обязанности при утверждении указанной документации должным образом не мотивированы и не подтверждены документами, определяющими его служебные обязанности, внутренние локальные акты Заказчика, определяющие его служенные полномочия, в материалах дела отсутствуют.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьей районного суда не выяснены все имеющие существенные значение обстоятельства, в связи с чем выводы о вине Соснина А.А. являются преждевременными.
Поскольку обстоятельства, указанные в постановлении должностного лица в качестве основания для привлечения Соснина А.А. к административной ответственности имели место 28 апреля 2016 года, то к настоящему времени истек установленный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Указанное влечет невозможность дальнейшего обсуждения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Соснина А.А. состава вмененного административного правонарушения, вследствие чего производство по делу в соответствии с частью 3 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 20-АРЗ-2017 года от 16 февраля 2017 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соснина А.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.