Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Арслановой Е.А.,
судей Орловой И.Н. Ярадаева А.В.,
при секретаре Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по исполнению представления прокуратуры, возложении обязанности заявить о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2017 года, которым постановлено:
Требования Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 09 августа 2016 года и принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - скважины глубиной 255 метров, пробуренной в 1959 году Чувашско- Марийской гидрогеологической партией Средне- Волжского геологического управления, расположенной на южной окраине "адрес" в 20 метрах от асфальтированной дороги и в 20 метрах к северу от закрытого коллектора инженерной защиты Чебоксарской ГЭС, географические координаты скважины 26 10.8 с.ш., 47 15.1 в.д.
Возложить на администрацию г. Чебоксары обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- скважины глубиной 255 м., пробуренной в 1959 году Чувашско- Марийской гидрогеологической партией Средне- Волжского геологического управления, расположенной на южной окраине "адрес" в 20 метрах от асфальтированной дороги и в 20 метрах к северу от закрытого коллектора инженерной защиты Чебоксарской ГЭС, географические координаты скважины 26 10.8 с.ш., 47 15.1 в.д.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия,
установила:
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура Чувашской Республики обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Чебоксары о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары в части непринятия мер по исполнению представления прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 09 августа 2016 года и о принятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - скважины глубиной 255 метров, пробуренной в 1959 году Чувашско- Марийской гидрогеологической партией Средне- Волжского геологического управления, расположенной на южной окраине "адрес" в 20 метрах от асфальтированной дороги, в 20 метрах к северу от закрытого коллектора инженерной защиты Чебоксарской ГЭС.
В обоснование требований указала, что данная скважина не поставлена на кадастровый учет как бесхозяйный объект, является бесхозной. Это сооружение расположено на территории муниципального образования - г. Чебоксары, но администрация города вопреки требованиям закона не подала заявление о постановке указанного объекта на учет с целью дальнейшего признания в установленном порядке за данным объектом права собственности и обеспечения надлежащей безопасной ликвидации данного объекта. Между тем, бездействие администрации влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Данное нарушение выражается в угрозе загрязнения подземных вод, ухудшения состояния окружающей среды для населения "адрес", поскольку вода скважины (хлоридно-натриевая, минерализованная с сильным запахом сероводорода, горько-соленая) подпитывает солями и загрязняет вышележащие горизонты, содержащие воды питьевого качества. Данное обстоятельство может повлечь наступление чрезвычайной ситуации природного характера, что требует принятия незамедлительных мер по принятию бесхозяйной скважины в муниципальную собственность для последующей ликвидации ее негативного воздействия на окружающую среду.
Судом постановленоуказанное выше решение.
На данное решение администрацией г. Чебоксары принесена апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотиву незаконности. По мнению администрации города, для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы она представляла собой индивидуально определенное имущество, имела соответствующее описание, уникальные характеристики, позволяющие ее идентифицировать. Кроме того, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является принадлежность данного имущества, в то время как, по мнению подателя жалобы, неопределенность принадлежности скважины не подтверждена. Так, материалами дела установлено, что скважина была передана по акту Министерству здравоохранения ЧАССР и использовалась им для оздоровительного учреждения "Буревестник" Чебоксарской нефтебазы. По мнению подателя жалобы, суду не представлено доказательств того, что спорное имущество может являться самостоятельным объектом права. В суде не установлено, относится ли спорный объект к объектам недвижимого имущества, а также факт отсутствия его собственника. В апелляционной жалобе ее податель просит решение суда отменить, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации города Чебоксары Еремеева Е.П., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Чебоксарской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики Калачян К.Ю., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы этой жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на южной окраине "адрес" в 20 метрах от асфальтированной дороги и в 20 метрах к северу от закрытого коллектора инженерной защиты Чебоксарской ГЭС имеется скважина с вышеназванными географическими координатами, глубиной 255 метров.
В соответствии с сообщением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее Управление Росприроднадзора по ЧР) данная скважина расположена в районе лесного участка, выдел 11, квартал 62 Сосновского мастерского участка КУ "Чебоксарское лесничество Министерства природных ресурсов и экологии ЧР". Она пробурена в 1959 году Чувашско- Марийской гидрогеологической партией Средне- Волжского геологического управления (СВГУ) и в настоящее время числится в каталоге эксплуатационных скважин, как подлежащая ликвидации, поскольку для хозяйственно-питьевого водоснабжения не пригодна.
По сообщению Управления Росприроднадзора по ЧР ранее скважина числилась на балансе Министерства здравоохранения Чувашской АССР, которому в 1959 году была передана по акту Чувашско- Марийской гидрогеологической партией СВГУ, и на баланс муниципалитета не предавалась.
Согласно сведениям, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Минприроды Чувашии) от 21.04.2016, скважина была пробурена для лечебно-оздоровительного учреждения "Буревестник" Чебоксарской нефтебазы и использовалась для бальнеологических целей. Земельный участок, на котором расположена скважина постановлением кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2012 N 479 был исключен из состава лесного фонда и включен в границы Чебоксарского городского округа.
В соответствии с данными бухгалтерского учета Министерства здравоохранения ЧР по состоянию на 07.04.2016 скважина в "адрес" на балансе министерства отсутствует.
На запрос прокуратуры из Министерства здравоохранения, со ссылкой на сообщения Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Государственный исторический архив Чувашской Республики" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, сообщено об отсутствии сведений о балансодержателе скважины. Вышеупомянутый акт передачи скважины Министерству здравоохранения ЧАССР, инвентарные описи или другие документы о балансодержателе скважины в архивах Совета Министров ЧАССР, Министерства здравоохранения ЧАССС, Министерства мелиорации и водного хозяйства ЧАССР не обнаружены.
В реестре государственного имущества Чувашской Республики и реестре федерального имущества, находящегося на территории Чувашской Республики, вышеупомянутая скважина не значится.
По мнению судебной коллегии, вышеупомянутые сведения позволяют сделать вывод о том, что спорное сооружение не имеет собственника. Также оно не поставлено на учет в качестве бесхозяйного.
В соответствии с п. 23 и п. 31 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования и организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из буквального толкования вышеприведенного понятия "гидротехнические сооружения" следует, что скважина, пробуренная и оборудованная с целью открытия и использования природных водных источников, является таким сооружением. Скважина обладает индивидуальными уникальными характеристиками - имеет определенную глубину, состав вод, ее местоположение установлено, в том числе с определением географических координат на местности. Таким образом, спорный объект в силу его обладания признаками, предусмотренными ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) для недвижимого имущества, является объектом недвижимости.
Статьей 225 ГК РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Из материалов дела усматривается, что дальнейшее бесхозное содержание скважины может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, загрязнению подземных вод, ухудшению состояния окружающей среды для населения "адрес", поскольку вода скважины (хлоридно-натриевая, минерализованная с сильным запахом сероводорода, горько-соленая) подпитывает солями и загрязняет вышележащие горизонты, содержащие воды питьевого качества.
При вышеизложенных обстоятельствах судом сделан правомерный вывод о том, что бездействие администрации г. Чебоксары в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства является незаконным. Сооружение расположено в границах муниципального образования - г. Чебоксары Чувашской Республики, в связи с чем обязанность по поставке его на учет как бесхозяйного имущества должна быть возложена на органы местного самоуправления, на территории которого имущество находится, то есть на ответчика.
Довод стороны ответчика о том, что отсутствует неопределенность в принадлежности данной скважины, опровергается материалами дела, в которых отсутствуют соответствующие документы, а имеется только ссылка на то, что в 1959 году скважина была передана Министерству здравоохранения ЧАССР. Принимая во внимание, что данный факт документально не подтвержден, судьба скважины из представленных в дело документов не прослеживается, в настоящее время в реестре государственной собственности субъекта скважина не числится, у суда не было оснований считать ее собственника установленным. Не сообщил такие сведения суду и представитель администрации города Чебоксары. Кроме того, постановка на учет имущества в качестве бесхозяйного не лишает собственника этого имущества права обратиться со своими правопритязаниями в течение предусмотренного законом срока.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда о том, что в рассматриваемом случае имеет место незаконное бездействие администрации города, выразившееся в непринятии мер к установлению собственника гидротехнического сооружения, как лица, ответственного за содержание данное объекта, расположенного на территории города.
При изложенных обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил административный иск прокурора, а доводы апелляционной жалобы не содержат бесспорных доказательств, ставящих под сомнение вынесенное судом решение.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Арсланова
Судьи: И.Н. Орлова
А.В. Ярадаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.