Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Прокопец Л.В., Костромцовой Е.И.,
при секретаре Дуюновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Н.Л.И., Т.Л.В., Е.А.А., Ч.Т.В., Б.О.В., П.С.В., К.Д.В., Д.А.В., Г.В.В., Т.Е.В., Б.Н.Н. и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "ЖХ "Бумажник", администрации Поронайского городского округа о признании бездействия общества с ограниченной ответственностью "ЖХ "Бумажник", выразившегося в непринятии мер по организации освещения основных входов многоквартирных жилых домов, незаконным, и возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к оборудованию основных входов в жилые дома освещением, принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы",
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя администрации Поронайского городского округа Ш.О.Ю,
на решение Поронайского городского суда от 27 июня 2016 года, которым признано бездействие общества с ограниченной ответственностью "ЖХ "Бумажник", выразившееся в непринятии мер по организации освещения основных входов в многоквартирных жилых домов "адрес", незаконным, в удовлетворении требования о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к оборудованию основных входов в жилые дома освещением отказано, на администрацию Поронайского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в удовлетворении остальной части исковых требований к администрации Поронайского городского округа отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения прокурора Ч.А.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
2 марта 2016 года Поронайский городской прокурор С.А.И., действующий в интересах Н.Л.И., Т.Л.В., Е.А.А., Ч.Т.В., Б.О.В., П.С.В., К.Д.В., Д.А.В., Г.В.В., Т.Е.В., Б.Н.Н. и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к обществу с ограниченной ответственностью "ЖХ "Бумажник" (далее - ООО "ЖХ "Бумажник"), администрации Поронайского городского округа о признании бездействия ООО "ЖХ "Бумажник", выразившегося в непринятии мер по организации освещения основных входов многоквартирных жилых домов, незаконным, возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к оборудованию основных входов в жилые дома освещением, принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
В обоснование требований указал, что Поронайской городской прокуратурой была проведена проверка по соблюдению требований федерального законодательства управляющими компаниями города Поронайска, в ходе которой было установлено, что ООО "ЖХ "Бумажник" в соответствии с договором управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ обслуживает следующие дома: "адрес". При этом в нарушение требований жилищного законодательства, Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 2009 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" над основными входами в указанные жилые дома и их дворовой территории отсутствует освещение. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами управляющей компании ООО "ЖХ "Бумажник", что влечет нарушение прав и законных интересов жителей домов, может способствовать росту травматизма в зимний период времени и совершению преступлений в темное время суток. Отмечает, что в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия органов местного самоуправления городского округа входит утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающей территории; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Считает, что аналогичные положения предусмотрены пунктом 27 статьи 9 Устава Поронайского городского округа, решением Собрания Поронайского городского округа от 25 апреля 2014 года N 138 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Поронайский городской округ, согласно пунктам 7.1, 7.2 которых, обязанность по освещению улиц, дорог, площадей, на территории населенных пунктов муниципального образования, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арок входов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц. Строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией.
Просил суд признать бездействие ООО "ЖХ "Бумажник", выразившееся в непринятии мер по организации освещения основных входов жилых домов "адрес" не законным, возложить на ООО "ЖК "Бумажник" обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к оборудованию основных входов жилых домов "адрес" светильниками, обеспечивающими на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола, возложить на администрацию Поронайского городского округа обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения дворовой территории жилых домов "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует представитель администрации Поронайского городского округа Ш.О.Ю,, просит отменить его в части возложения обязанности на администрацию Поронайского городского округа по установке освещения дворовых территорий спорных жилых домов. Указывает, что судом не было учтено, что именно на организации по обслуживанию жилого фонда лежит обязанность по принятию мер к установлению освещения на входе в жилые дома и организации освещения пешеходных дорожек у входов. Считает, что двор жилого "адрес" освещен за счет светильников, находящихся над входом в подъезды домов и близлежащих магазинов. Полагает, что администрация не является юридическим лицом, деятельность которой связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений. Указывает, что ООО "ЖК "Бумажник" содержит придомовую территорию "адрес", которая входит в состав общего имущества дома, на том основании, что земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Не согласна с выводом суда о том, что освещение дворовых территорий является организацией электроснабжения населения муниципального образования, а также организацией освещения элементов внешнего благоустройства города Поронайска. Указывает, что прокурором не представлено доказательств не соответствия уровня освещенности спорных дворовых территорий требованиям СанПиН. Полагает, что суд не выяснил, какая территория должна быть освещена, какие элементы дворовой территории имеются и должны быть освещены, замеры уровня освещенности пешеходных дорожек вдоль указанных домов не производились, что делает принятое решение суда неисполнимым.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник Поронайского городского прокурора Ж.Т.Э. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что управляющая организация ООО "ЖК "Бумажник" в период рассмотрения спора приняла меры к организации освещения жилых домов и дворовой территории, которая является, по мнению прокурора, равнозначной придомовой территории жилых домов "адрес", в связи с чем, права граждан на освещение домов и их придомовой территории в вечернее время, не нарушаются.
При таких данных решение суда в этой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда о возложении обязанности на администрацию Поронайского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов: "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в силу следующего.
Как предусмотрено пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее -Правила), предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что обязанность по организации освещения придомовой территории спорных многоквартирных домов относится к полномочиям администрации Поронайского городского округа, как органа местного самоуправления, судебная коллегия считает ошибочными, поскольку вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения, и участия в расходах на данные мероприятия в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к компетенции собственников многоквартирного дома.
Придомовая территория - это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункты "е", "ж" пункта 2 Правил).
В соответствии с пунктом 67 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что управляющей организацией спорных многоквартирных жилых домов, является ООО "ЖК Бумажник" в соответствии с договором управления многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией города Поронайска и управляющей организацией.
В соответствии с пунктами 2, 3.3 Приложения N 2 к данному соглашению в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в данном доме входит восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования, относящегося к общему имуществу дома, а также работы по содержанию земельного участка, на котором расположен данный жилой дом.
Таким образом, собственники помещений указанного жилого дома в лице управляющей организации дома осуществляют содержание, ремонт, восстановление общего имущества дома.
Доводы прокурора о том, что часть земельных участков спорных жилых домов не поставлены на кадастровый учет, являются несостоятельными, поскольку в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность организовать освещение придомовой территории спорных жилых домов, возлагается на собственников жилых помещений указанных жилых домов.
Доводы прокурора о том, что в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания муниципального образования "Поронайский городской округ", утвержденных решением Собрания Поронайского городского округа N 138 от 25 апреля 2014 года "Об утверждении правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Поронайский городской округ" (далее - Правила) администрация Поронайского городского округа обязана организовать освещение придомовой территории спорного жилого дома, являются несостоятельными, в силу следующего.
Согласно пунктов 5.1, 5.1.1, 7.1, 72 Правил установлено, что содержание элементов внешнего благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов, осуществляются физическими лицами и (или) юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, владеющими соответствующими элементами внешнего благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашений с собственниками или лицом, уполномоченным собственником.
Организация содержания и иных элементов внешнего благоустройства осуществляет администрация по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования Поронайский городской округ.
Обязанность по освещению улиц, дорог, площадей, на территории населенных пунктов муниципального образования, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арок входов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц. Строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией.
На основании изложенного, отсутствуют основания полагать, что администрация Поронайского городского округа несет обязанность по освещению придомовых территорий многоквартирных жилых домов города Поронайска.
При этом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурором не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на спорных придомовых территориях, которые последним не были фактически определены, уровень освещения является недостаточным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что имеются правовые основания для отмены решения суда в вышеназванной части и принятия решения об отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Поронайского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в остальной части это же решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Поронайского городского суда от 27 июня 2016 года в части возложения обязанности на администрацию Поронайского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", отменить.
В удовлетворении искового требования Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Н.Л.И., Т.Л.В., Е.А.А., Ч.Т.В., Б.О.В., П.С.В., К.Д.В., Д.А.В., Г.В.В., Т.Е.В., Б.Н.Н. и неопределенного круга лиц, к администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности на администрацию Поронайского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к организации освещения дворовой территории многоквартирных жилых домов "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Прокопец Л.В.
Костромцова Е.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.