Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей Бостанова Ш.А. и Загорской О.В.,
при секретаре Краснослободцевой Ю.С.,
с участием:
представителя истца Волчкова А.П.,
представителя ответчика Шахраманяна Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Шахраманяна Э.В., поданную на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Маркова ... к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
заслушав доклад судьи Бостанова Ш.А.,
УСТАНОВИЛА:
Марков Л.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что Марков Л.Н. проходил службу в системе ФСИН России с общей продолжительностью в календарном исчислении на момент подачи рапорта 19 лет 09 месяцев 27 дней, что на основании ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - ФЗ РФ N283-Ф3), дает ему право на получение единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения. 05.05.2014 года истец обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения ЕВС, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. К рапорту были приложены все необходимые документы, подтверждением чего является опись документов и справка секретаря комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от 05.05.2014 года. В конце мая 2014 года истец получил выписку из протокола N5 от 21.05.2014 года комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке рапорт зарегистрирован в Книге учета заявлений (рапортов) 05.05.2014 года под номером 141. ЕСВ по прежним местам службы Маркову Л.Н. не предоставлялась. На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы состоит. Марков Л.Н., супруга и дети с 09.04.2004 года постоянно зарегистрированы по адресу: город ... , в жилом помещении общей площадью 65 кв.м., принадлежащем на праве собственности Журбе И.В. Кроме того, Маркову В.Л. (сын) принадлежит на праве собственности 1/2 доля жилого помещения, расположенного по адресу: город ... кв. 23, общей площадью 49,4 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 24,7 кв.м.:4 чел. = 6,175 кв.м. общей площади. Марков Л.Н. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 15 кв.м. (6,175 кв.м.), следовательно, имеет право претендовать на получение ЕСВ. Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю постановиланаправить рапорт Маркова Л.Н. и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения ЕСВ. Комиссия ФСИН России с момента получения документов истца до 12.01.2017 года не оповестила ни истца, ни УФСИН России по Ставропольскому краю о принятом решении, в связи с чем, Марков Л.Н. был вынужден 2 раза обращаться в Интернет - приемную ФСИН России. В середине сентября 2016 года на свое обращение от 17.08.2016 года по почте истец получил ответ начальника УКСНЭР ФСИН России Дурнева В.А. N ОГ-20-32376 от 05.09.2016 года, согласно которого, комиссия ФСИН России по Ставропольскому краю увеличила срок рассмотрения документов, предусмотренный нормативно-правовыми актами, по причине значительного объема поданных гражданами документов. Представленные документы будут вынесены на заседание комиссии ФСИН России не позднее 31.10.2016 года. Однако, документы истца были рассмотрены комиссией только 10.11.2016 года. По почте Марков Л.Н. получил ответ ВрИО начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (УКСНЭР ФСИН России) Свиридова Г.С. N ОГ-20-449 от 12.01.2017 года, в соответствии с которым: "Сообщаем, что в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от 10.11.2016 года N93 Вам отказано в постановке на учет для получения ЕСВ. Направляем в Ваш адрес копию выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России". Маркову Л.Н. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, а также, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более 15 кв.м., заявитель является членом семьи собственника жилого помещения). Как следует из предоставленных суду документов, Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление истца, со значительным превышением установленного законом 3-месячного срока. Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю не обнаружила в действиях Маркова JI.H. и членов его семьи действий, направленных на ухудшение жилищных условий, и не предоставлением обязательных документов, направила документы в комиссию ФСИН России. Этими действиями способствовала увеличению срока рассмотрения рапорта Маркова JI.H. в комиссии ФСИН России, которая, по представленным документам, была вынуждена вынести решение об отказе в постановке на учет Маркова Л.Н.и членов его семьи для получения ЕСВ.
Просил признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N93 от 10 ноября 2016 года в части, касающейся отказа Маркову Л.Н. и членам его семьи в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным.
Возложить обязанность на ФСИН России поставить на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения Маркова Л.Н. с составом семьи из четырех человек: Марков Л.Н., 04.10.1973 года рождения, жена - Маркова (Журба) С.В., 26.02.1975 года рождения, сын - Марков В.Л., 05.01.2003 года рождения, сын - Марков И.Л., 18.08.2008 года рождения, с 05 августа 2014 года.
Признать незаконными действия комиссии Управления ФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Маркова Л.Н., представленных для постановки на учет для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369.
07 марта 2017 года решением Ленинского районного суда города Ставрополя решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N93 от 10 ноября 2016 года в части, касающейся отказа Маркову Льву Николаевичу и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признано незаконным.
На ФСИН России возложена обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Маркова Л.Н. с составом семьи из четырех человек: Марков Л.Н., 04 октября 1973 года рождения, супруга - Маркова (Журба) С.В., 26 февраля 1975 года рождения, сын - Марков В.Л., 05 января 2003 года рождения, сын - Марков И.Л., 18 августа 2008 года рождения, с 05 августа 2014 года.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Шахраманян Э.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что судом неполно исследованы материалы дела, не дана оценка всем обстоятельствам установленным в судебном заседании. Указывает, что судом дана оценка действиям комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю в то время, как правом постановки на учет в указанный период обладал ФСИН России. Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника от предоставления полного пакета документов. Решение Комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ обусловлено ухудшением жилищных условий заявителем и членами его семьи в 2009 года, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Марков Л.Н. проходил службу в системе ФСИН России с общей продолжительностью в календарном исчислении на момент подачи рапорта 05.05.2014 года 19 лет 09 месяцев 27 дней.
05.05.2014 года истец обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, N5 от 21.05.2014 года, Марков JI.H., помощник начальника управления по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Ставропольскому краю, обратился с рапортом 05.05.2014 года, состав семьи - 4 человека: Марков Л.H., супруга - Маркова С.В., сын- Марков В.Л., сын - Марков И.Л., выслуга лет в календарном исчислении на день подачи рапорта 05.05.2014 года 19 лет 09 месяцев 27 дней, в Книге учета заявлений (рапортов) зарегистрирована 05.05.2014 года под номером 141. ЕСВ по прежним местам службы Маркову Л.H. не предоставлялась. На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы состоит. В соответствии со ст.4 п.3 п.п.1 ФЗ от 30.12.2012 года N283-Ф3 Марков Л.H. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, имеет право претендовать на получение ЕСВ. Марков Л.H., супруга и дети с 09.04.2004 года постоянно зарегистрированы по адресу: город ... кв. 24 в жилом помещении общей площадью 65 кв.м., принадлежащем на праве собственности Журбе И.В. Кроме того, Маркову B.Л. (сын) принадлежит на праве собственности 1/2 доля жилого помещения, расположенного по адресу: город ... кв.23, общей площадью 49,4 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 24,7 кв.м.:4 чел. = 6,175 кв.м. общей площади. В соответствии со ст.4 п.3 п.п.2 ФЗ от 30.12.2012 года N283-Ф3 Марков Л.H. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 15 кв.м. (6,175 кв.м.), следовательно, имеет право претендовать на получение ЕСВ. Члены комиссии ознакомились с представленными Марковым Л.H. документами, все документы представлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369 в полном объеме, замечаний по их оформлению у членов комиссии нет.
Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю постановиланаправить заявление (рапорт) Маркова Л.H. и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения ЕСВ.
На свое обращение от 17.08.2016 года по почте истец получил ответ начальника УКСНЭР ФСИН России Дурнева В.А. N ОГ-20-32376 от 05.09.2016 года, согласно которого, комиссия Управления ФСИН России по Ставропольскому краю увеличила срок рассмотрения документов, предусмотренный нормативно-правовыми актами по причине значительного объема поданных гражданами документов. Представленные документы будут вынесены на заседание комиссии ФСИН России не позднее 31.10.2016 года,
Согласно ответа ВрИО начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (УКСНЭР ФСИН России) Свиридова Г.С. NОГ-20-449 от 12.01.2017 года, в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от 10.11.2016 года N 93, отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369, в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N369, в связи с ухудшением жилищных условий заявителем и членами семьи в 2009 году, а также, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более 15 кв.м., заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, не подпадает под условие ст.4 ФЗ от 30.12.2012 N283-Ф3".
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю не выявила в переданных Марковым Л.Н. документах недостатков и, соответственно, не возвратила их ему с указанием в письменном виде причин возврата, в 7-дневный срок со дня регистрации рапорта рассмотрела его на заседании комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю, документы для получения ЕСВ и приняла решение об их направлении в комиссию ФСИН России с указанием в протоколе заседания указанных подкомиссией оснований принятого решения. Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление истца, со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а именно, 10.11.2016 года, а выписку из протокола N93 от 10.11.2016 года отправили в его адрес только 12.01.2017 года. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в 2009 году истцом и членами его семьи действия, направленные на ухудшение жилищных условий с намерением встать на учет на получение ЕСВ, совершены не были.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ, граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления ЕСВ сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию заявление (рапорт), в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил); копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) (подпункт "к" пункта 5 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения является его нуждаемость в жилом помещении, которая определяется комиссией на основании документов в соответствии с обязательным перечнем, обязанность по представлению которого возложена на сотрудника.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения ЕСВ, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Суждение судебных инстанций об ином значении требований, содержащихся в Правилах и Порядке, нельзя признать правомерным.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через 05 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Правительством РФ.
Заявитель и члены его семьи, супруга и сын Владислав с 09.04.2004 года, сын Иван с 25.03.2009 года, по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 65 кв.м. по адресу; Ставропольский край, город ... кв. 24, принадлежащем на праве общей долевой собственности Журбе И.В., Журба О.В., Журбе Д.И., Журба Е.И. (родственники супруги), 1/4 доли в праве 16.25 кв.м. у каждого. Выписка из домовой книги по данному адресу в комиссию не представлена.
Согласно выписке из ЕГРП заявителю на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 51.7 кв.м. по адресу: Ставропольский край, город ... кв.18. Дата прекращения права 06.03.2009 года. Копия свидетельства о государственной регистрации права в комиссию не представлена.
Согласно выписке из ЕГРП сыну Владиславу на праве общей долевой собственности (доля 1/2) принадлежит жилое помещение общей площадью 49, 4 кв.м. по адресу: Ставропольский край, город ... , кв. 23. Копия свидетельства о государственной регистрации права в комиссию не представлена.
Согласно выписке из ЕГРП супруге Марковой С.В. на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью 66,6 кв.м. по адресу: Ставропольский край, город ... кв. 45. Дата прекращения права 22.12.2009 года. Копия свидетельства о государственной регистрации права в комиссию не представлена.
При решении вопроса о предоставлении ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения уполномоченный орган ответчика руководствуется вышеуказанными Правилами, пунктом "з" которых установлена обязанность лица, обратившегося за такой выплатой, представить названные документы.
В соответствии с п. 8 ст. 4 ФЗ N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При постановке на учет для получения ЕСВ учитываются действия сотрудника и (или) членов его семьи, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершенные в течение 5 предшествующих лет до дня подачи заявления.
На момент подачи заявления (рапорта) 05 лет с момента ухудшения жилищных условий не истекло (Квартира супруги Марковой С.В., дата прекращения права 22.12.2009 года).
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, в указанной норме речь идет о любых намеренных действиях по ухудшению жилищных условий.
Из Определения Конституционного Суда РФ от дата N 258-О-О, рассмотревшего вопрос о конституционности нормы ст. 53 Жилищного кодекса РФ, следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Также Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007 года N 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их других жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами своего субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 2488-О и N 692-О).
Судом не учтено, что вышеуказанные действия члена семьи истца в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Установив, что истцом в нарушение п. 5 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369 от 24 апреля 2013 года, не представлен полный пакет надлежащих документов, судебная коллегия приходит к выводу о законности отказа Маркову Л.Н. в принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Кроме того, отказ комиссии ФСИН России от 10 ноября 2016 года в принятии на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует истцу повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания необоснованным довода ответчика о произведенных супругой истца намеренных действиях, повлекших ухудшение его жилищных условий, что заявителем был представлен не полный пакет документов и удовлетворения исковых требований Маркова Л.Н. о признании незаконным отказа комиссии ФСКН России в постановке его на учет для получения ЕСВ, признании за ним права на получение указанной выплаты.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, т.к. оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 330 ГПК РФ, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Судебная коллегия полагает по результатам апелляционного рассмотрения принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Маркова Л.Н. к ФСИН России, Управлению ФСИН России по Ставропольскому краю, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Маркова ... к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю, о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.