Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Оськина А.А. на решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года,
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Оськина А.А. N 08-15/06/428/03-Р от 07 сентября 2016 года Общество с ограниченной ответственностью "КрайСервис" (далее - ООО "КрайСервис") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года указанное постановление отменено, и производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В своей жалобе в краевой суд должностное лицо, вынесшее постановление - Оськин А.А. просит отменить решение суда и возвратить дело на новое рассмотрение. По его мнению, оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.
В возражениях относительно доводов жалобы генеральный директор ООО "КрайСервис" Шармазанов П.Ш., просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, возражений, проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево -Черкесской Республике Купаева А.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу Шармазанова П.Ш. и представителя ООО "КрайСервис" Радецкой Ю.Н., прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "КрайСервис" по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили обстоятельства непринятия всех зависящих мер по соблюдению требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно земельных участках, категории сельскохозяйственного назначения (пашне) кадастровый номер 26:06:201701:2, площадью 84,74 га; кадастровый номер 26:06:201701:3, площадью 102,8 га, кадастровый номер 26:06:201701:4 площадью 55,7 га, общей площадью 241 га, расположенных в 5,5 км западнее ст. Рождественская Изобильненского района Ставропольского края, входящих в состав земельного массива кадастровый номер 26:06:000000:39, используемом ООО "КрайСервис" для сельскохозяйственного производства по договору субаренды от 19 июня 2015 года, установлен факт выжигания стерни и пожнивных остатков на общей площади 241 га пашни.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю постановления о привлечении ООО "КрайСервис" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа.
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу по указанным выше основаниям в отношении ООО "КрайСервис", судья районного суда исходил из того, что ООО "КрайСервис" были приняты все зависящие меры по недопущению совершения, административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также суд указал, что представленные суду фото и видео материалы не содержат сведений, свидетельствующих о совершении ООО "КрайСервис" вмененного административного правонарушения, они содержит съемку сгоревших полей, части лесополос, отснятых на 2-3 день после пожара и дискования полей и не усматривается отсутствие опашки полей. На фототаблице представленной стороной заявителя усматривается наличие опашки до дискования полей, о чем свидетельствует часть несгоревшей стерни на расстоянии нескольких метров от выгоревшей лесополосы. В материале проверки поступившим в ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Изобильненскому району) по факту возгорания стерни по выше указанному адресу отсутствовал протокол осмотра места совершения административного правонарушения и в фотоматериале отсутствовала дата, время места совершения правонарушения, привязка к местности.
По результатам проведенной государственным инспектором ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Изобильненскому району) Герман В.В. проверки было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 06 сентября 2016 года, согласно которому в ходе выезда на место совершения административного правонарушения обнаружено, что сельскохозяйственный земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, 5,5 км западнее ст. Рождественской перепахан и обнаружить отсутствие опашки не представляется возможным. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "КрайСервис" прекращено по основанию пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства судом было прекращено производство по делу в отношении ООО "КрайСервис".
Однако, судом первой инстанции также не было учтено, что при вынесении постановления должностное лицо указывает на допущенное нарушение п. 14 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 07 сентября 2010 года N 299-п, согласно которому, как следует из содержания постановления в целях обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны не допускать сжигания стерни и пожнивных остатков в границах землепользования.
Вместе с тем данный пункт признан утратившим силу - Постановление Правительства Ставропольского края от 26.01.2017 N 21-п.
Таким образом, ООО "КрайСервис" привлечено к административной ответственности за нарушение пункта Правил, который утратил силу, что противоречит требованиям части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных, в силу которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Костина Ю.П. N 08-15/06/428/03-Р от 07 сентября 2016 года судьей Изобильненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года обоснованно отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление в отношении ООО "КрайСервис".
Оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Оськина А.А., - оставить без удовлетворения.
Решение судьи Изобильненского районного суда Ставропольского края от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КрайСервис", предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Судья краевого суда О.Р. Корнушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.