Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО7
судей Мухаметовой Н.М.
ФИО7
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО7, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратился в суд с иском к Администрации ГО адрес РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что он относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения. Фамилию с "Тукаева" переменил на " ФИО7". В настоящее время он зарегистрирован по адресу: адрес, где ранее являлся собственником ? доли, которую подарил своей сестре ФИО7 На момент наличия у него 1/4 доли на него приходилось 9,9 кв.м., фактически там проживало 6 человек и на каждого, в том числе и на истца, приходилось по 6,6 кв.м., что менее учетной нормы (12 кв.м.). дата он обратился с заявлением в администрацию ГО адрес РБ о постановке его на учет на получения жилья в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Однако в постановке на учет ему отказано. Поскольку ранее, еще в 2013 году он устно обращался с заявлением о постановке на учет, считает, что он своевременно, до достижения 23 лет, обращался с заявлением о постановке на учет.
Просит восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать Администрацию ГО адрес предоставить ему вне очереди благоустроенное пригодное для постоянного проживания жилое помещение специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренные решением Совета ГО адрес от дата не менее 18 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
Судом постановленовышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО7 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, указав, что постановка его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма является обязанностью отдела опеки и попечительства. В силу Семейного кодекса РФ, помещение ребенка опекуном в государственное учреждение, не прекращает прав и обязанностей опекуна в отношении этого ребенка. Защита прав выпускников учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку истцом не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости достоверных доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как и не представлены доказательства обращения с соответствующим заявлением в возрасте до 23 лет. О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ему с 18 лет своевременно реализовать свои жилищные права, истцом суду сообщено не было, соответствующие доказательства не представлены. Причина, по которой истец не смог своевременно встать на учет, не является основанием для удовлетворения иска, так как истцом не предоставлено доказательств невозможности обращения в уполномоченные органы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодекса РФ и Федеральном законе от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО7 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со свидетельством о перемени имени I-AP N ... ФИО7, дата г.р., переменил фамилию на ФИО7, о чем составлена запись акта о перемени имени N ...
Согласно справке директора ГБУ КЦСОН адрес РБ от дата года N ... ФИО7 с дата по дата проживал в отделении социальный приют для детей и подростков ГБУ комплексный центр социального обслуживания населения адрес РБи находился на полном государственном обеспечении. Выбыл из социального приюта дата.
Постановлением Администрации адрес РБ N ... от дата "Об установлении попечительства над несовершеннолетними ФИО7, ФИО7" над ФИО7 установлена опека, опекуном назначена ФИО7
Также установлено, что определением Сибайского мгородского суда Республики Башкортостан от дата утверждено мировое соглашение между филиалом "Социальный приют для детей и подростков" ГУ "КЦСОН адрес Республики Башкортостан" в интресах несовершеннолетних ФИО7, ФИО7, ФИО7 и ответчиком ФИО7 (л.д.26)
По договору дарения от дата ФИО7, именуемый в дальнейшем "Даритель", с одной стороны, и ФИО7, именуемая в дальнейшем "Одаряемая", заключили договор о том, что Даритель в праве долевой собственности подарил Одаряемой ? доли в жилом доме, расположенном по адресу: адрес.
С заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, и являющийся социальным сиротой, ФИО7 впервые обратился в Администрацию ГО адрес РБ в дата.
Письмом Администрации ГО адрес РБ N ... -в/025 от дата ФИО7 был уведомлен о том, что на основании Закона Республики Башкортостан от дата N ... -фз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. ФЗ от дата N 15-ФЗ) с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, имеют право обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Поскольку ФИО7 достиг возраста более 23 лет, он утратил право на постановку на учет на получение жилья как сирота.
Доказательств того, что отказ Администрации в постановке на учет истцом обжаловался и был признан незаконным, в материалах дела отсутствует.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от дата N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ( дата).
Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от дата N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ дата, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что ФИО7 достиг возраста 23 лет дата, на момент рассмотрения данного дела достиг возраста 27 лет, на момент обращения с заявлением в Администрацию ГО адрес дата находился в возрасте 24 лет. Вместе с тем, судом установлено, что до дата с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющего право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в органы местного самоуправления истец не обращался.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ФИО7 не представил суду доказательства уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста ФИО7 не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд обоснованно не принял показания свидетелей ФИО7, ФИО7, поскольку они приходятся сестрами истцу, заинтересованы в исходе дела, их показания даны в угоду позиции истца по факту обращения с заявлением именно в 2013 году, что противоречит материалам дела, поскольку наличие перечня документов, необходимых для постановки на учет на получение жилого помещения, не подтверждает факт обращения с заявлением именно в 2013 году, кроме того, как пояснила, свидетель ФИО7 она сдала документы без проблем, по заявлению прокурора адрес РБ в интересах ФИО7 Сибайским городским судом РБ дата принято решение об удовлетворении исковых требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что, по мнению истца, привело к нарушению его жилищных прав, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела полное государственное обеспечение истца было окончено в 2008 году в связи с совершеннолетием, дальнейшим самообразованием и трудоустройством, постинтернатное сопровождение истца не осуществлялось, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил дата (после достижения 23 лет), при том, что имел возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет, имел долю в жилом помещении, где зарегистрирован и проживает по настоящее время. Каких-либо сведений о непригодности к проживанию, которого, не представлено. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (2008 год), а также исполнения 23 лет (в дата), до обращения с иском в суд ( дата), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением. Кроме того, свидетели подтвердили о том, что являясь родными истца, также проходили процедуру предоставления жилого помещения как дети-сироты, о чем истцу было известно.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и изложена в мотивировочной части решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не подрывают правильности выводов суда и не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО7
Судьи Мухаметова Н.М.
ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.