Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Луковицкой Т.А., Цыганковой В.А.
при секретаре
Забродской Е.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2017 года гражданское дело N2-6119/2016 по апелляционной жалобе Берестова А. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2016 года по иску Берестова А. В. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным требования о предоставлении документов и обязании принять решение о предоставлении жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Чернова А.А., действующего на основании доверенности N ... от "дата" сроком на 1 год, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исковые требования Берестова А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) о признании незаконным требования начальника ФГКУ "ЗРУЖО" о предоставлении им, в нарушение установленного порядка обеспечения жильем, документов; обязании начальника ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ принять решение о предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья из расчета на него и всех членов его семьи, обоснованы тем, что он в период прохождения службы с "дата" был признан нуждающимся в предоставление жилых помещений по договору социального найма, форма обеспечения жилым помещением - предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. При увольнении в 2016 году он не был обеспечен жильем в избранном месте жительства и не получил жилищную субсидию, для получения которой он писал заявление, и на данный момент жилых помещений по договорам социального найма или в собственности ни он, ни члены его семьи не имеют.
"дата" от начальника Нижегородского отделения ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ им было получено письмо N ... с предложением предоставить ряд документов, якобы в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Истцом на имя начальника Нижегородского отделения были направлены два письма с приложением части истребуемых документов. В одном из писем он также обосновал невозможность предоставления полного комплекта документов. Впоследствии его документы, после получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, были переданы в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ, для принятия решения о перечислении жилищной субсидии. Однако решение по выплате ему жилищной субсидии не принято.
"дата" истцом в адрес начальника в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ было отправлено письмо с просьбой дать обоснованный ответ о причине, по которой до настоящего момента не принято решение о предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно ответу начальника в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ, полученному истцом "дата" следует, что его право на жилищное обеспечение будет реализовано после предоставления документов, предусмотренных п.1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, а именно: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние пять лет, а также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов за пять лет до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на него и членов его семьи; заверенные копии паспортов.
Истец считает, что непринятие решения о предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья в установленные руководящими документами сроки, нарушает его права на жилище, гарантированные Конституцией РФ и Федеральным Законом "О статусе военнослужащих". Требования начальника ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ, о представлении документов, перечисленных в его письме, не соответствуют правовым нормам Российской Федерации, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском о защите своих прав.
В суде первой инстанции истец пояснил суду, что часть документов, которые требуются, он не может представить, с 2004 года он не имел своего жилья, поэтому сведений ни о финансовых счетах, ни домовой книги не имеется, копии паспортов были представлены четыре раза.
Представитель ответчика ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ представил в суд первой инстанции письменные возражения, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С постановленным судебным актом истец не согласился, подал апелляционную жалобу, доводы которой аналогичны доводам, приведенным им в суде первой инстанции. Поскольку он уже признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма с "дата" в соответствии с приказом Министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года, действующем на момент признания его нуждающимся, то не должен предоставлять истребуемые у него документы. Инструкция же N 1280 от 30 сентября 2010 года не содержит требований по повторному предъявлению документов теми, кто уже был принят на учет за исключением случаев, указанных в п.9 и п.13, а таких случаев у него не возникло. Полагает, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и неверно применил нормы материального права. Указывает, что положения Инструкции N 1280 регулирует вопросы постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления им жилья по договорам социального найма, в то время как им в качестве формы обеспечения своего права на получение жилого помещения избрано предоставление жилищной субсидии, порядок и правила получения которой регламентируются иным нормативным актом, а именно, Порядком, утвержденным иным приказом Министра обороны РФ.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец не явился, извещен, представил в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение участников судебного заседания, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не представил доказательств нарушения ответчиком его прав и законных интересов, а требования ответчика соответствуют действующим правовым нормам. Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда исходя из следующего.
Согласно Федеральному закону от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями путем предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1 статьи 15).
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 установлен общий порядок реализации их жилищных прав по линии Министерства обороны РФ. Указанный в Инструкции N 1280 порядок подлежит соблюдению и исполнению при разрешении вопроса об обеспечении жилищных прав соответствующих граждан в любой форме, в том числе и выплате жилищной субсидии.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции N 1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 1 Порядка он регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
В силу п. 5 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также в порядке очередности.
Берестов А.В., ранее являвшийся военнослужащим, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещениях с "дата", состав семьи - 4 человека, форма обеспечения - жилищная субсидия.
По состоянию на "дата" в очереди на выплату субсидий с датой принятия на учет ранее "дата" состояло 157 очередников (в том числе 45 внеочередников).
Как было указано выше, решение о предоставлении жилищной субсидии принимается уполномоченным органом в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет, при наличии выделенных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также во внеочередном порядке при наличии оснований, дающих право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно подп."д" п.10 Инструкции N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями вышеуказанной Инструкции N 1280, подлежащей применению в данном случае, предусмотрен порядок предоставления документов, как при постановке на соответствующий учет, так и при рассмотрении вопроса о непосредственном жилищном обеспечении, в том числе в форме жилищной субсидии.
В совокупности с учетом всех положений данной Инструкции, а также положений вышеуказанных нормативных актов, следует, что требование ответчика о предоставлении истцом документов, предусмотренных Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1210, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые интересы истца. В случае, если истец не может предоставить какие-либо документы, он должен об этом сообщить с указанием причин, о чем ему было ответчиком разъяснено в письме и что истцом не исполнено.
Учитывая изложенное, требование истца о признании незаконным действий должностного лица по истребованию документов, предусмотренных Инструкцией N 1280, является необоснованным и в его удовлетворении отказано правомерно.
При таком положении, с учетом изложенных выше правовых норм, отсутствуют основания и для удовлетворения требования об обязании должностного лица принять решение о предоставлении жилищной субсидии. Следует также отметить, что оснований для внеочередного предоставления жилищной субсидии, в данном случае, не имеется, что не оспаривается и самим истцом.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения, поскольку повторяют доводы искового заявления и направлены на иное толкование норм материального права. Обстоятельства, которые не были ли предметом исследования суда первой инстанции, отсутствуют. Апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Берестова А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.