Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Лузянина В.Н.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Козловой Т.Е. к администрации Таборинского муниципального района о признании права на пенсию по выслуге лет и назначении пенсии по выслуге лет, взыскании единовременного денежного вознаграждения,
по апелляционной жалобе истца на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 04.04.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца Козловой Т.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козлова Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации Таборинского муниципального района (далее по тексту Администрация, ответчик) о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований указала, что с 30.11.2005 работала в Администрации, уволена 29.11.2016 с должности ... в связи сокращением штата или численности организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). 29.11.2016 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет. 30.11.2016 комиссией по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Таборинского МО, принято решение об установлении ей пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в размере 45% ежемесячного должностного оклада по соответствующей муниципальной должности, однако до настоящего времени выплата пенсии не производится. Кроме того, ей не выплачено единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 4 должностных окладов, предусмотренное Положением о видах поощрений муниципальных служащих органов местного самоуправления Таборинского муниципального района и порядке их применения, утвержденным решением Таборинской районной Думы от 04.03.2011 N 11 (далее - Положение от 04.03.2011 N 11).
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения исковых требований, истец просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет, назначить ей указанную пенсию, взыскать с ответчика единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в размере 53724 руб.
Представитель Администрации Казаринов А.А. с исковыми требованиями в части признания за истцом права на пенсию за выслугу лет и назначения пенсии согласился, решение вопроса о взыскании с ответчика единовременного денежного вознаграждения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет оставил на усмотрение суда. В судебном заседании пояснил, что после принятия решения об установлении истцу пенсии за выслугу лет в адрес Администрации поступило представление прокуратуры Таборинского района, в котором указано на несоответствие указанного решения требованиям законодательства о муниципальной службе ввиду отсутствия у Козловой Т.Е. необходимого стажа муниципальной службы перед увольнением. На основании представления прокуратуры решение об установлении истцу пенсии Администрацией отменено, Козловой Т.Е. рекомендовано обратиться в суд.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 04.04.2017 исковые требования Козловой Т.Е. оставлены без удовлетворения.
С таким решением суда истец не согласилась. В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме, указывая в обоснование на следующее. Отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался п. 3.2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таборинского муниципального района, утвержденного решением Таборинской районной Думы от 21.11.2012 N 42, согласно которому одним из условий для назначения пенсии за выслугу лет является замещение лицом, претендующим на пенсию, должности муниципальной службы не менее трех лет перед увольнением. Между тем, суд не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что она, будучи уволенной по сокращению штата по инициативе Администрации, была лишена возможности выработать трехлетний стаж перед увольнением не по своей вине. Кроме того, суд не принял во внимание, что комиссия по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения с учетом наличия у нее общего стажа муниципальной службы более 10 лет, а также того обстоятельства, что она уволена по сокращению, а не по собственной инициативе, сочла возможным установить ей пенсию, представитель Администрации в судебном заседании против удовлетворения ее исковых требований о признании права на пенсию за выслугу лет и назначения пенсии не возражал. Оснований для отказа в удовлетворении требования о взыскании единовременного денежного вознаграждения в размере 4 должностных окладов у суда также не имелось, поскольку Положение от 04.03.2011 N 11 не ставит возможность выплаты вознаграждения в зависимость от продолжительности стажа муниципальной службы, выработанного перед увольнением.
В заседание судебной коллегии Администрация, извещенная надлежащим образом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (почтой, исх. N 33-10190/2017 от 26.05.2017), своего представителя не направила, о причинах неявки представителя суд не уведомила, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявила.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, в том числе, новые доказательства, принятые на стадии апелляционного рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено судом, следует из материалов дела (трудовая книжка истца - л.д. 10-27), что с 26.03.1984 по 21.12.1988 Козлова Т.Е. работала в должности ... , с 30.11.2005 по 24.02.2009 - в должности ...
Распоряжением главы Таборинского муниципального района от 15.10.2014 N 257 л/с Козлова Т.Е. назначена на должность ...
Распоряжением главы Таборинского муниципального района от 29.11.2016 N 217 л/с действие трудового договора с Козловой Т.Е. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением штата или численности организации (л.д. 84).
30.11.2016 комиссией по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Таборинского МО, рассмотрено заявление истца об установлении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, принято решение об установлении Козловой Т.Е. пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в размере 45% ежемесячного должностного оклада по соответствующей муниципальной должности ( ... ) (л.д. 7, 8). Согласно протокола заседания комиссии стаж муниципальной службы истца на дату увольнения (29.11.2016) составил 10 лет 09 месяцев 04 дня.
Распоряжением от 29.11.2016 N 218 л/с Главы Таборинского МО на основании подп. 3.3.2 п. 3 Положения от 04.03.2011 N 11 постановленовыплатить Козловой Т.Е. денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию в размере четырех должностных окладов (л.д. 83).
Также установлено судом и не оспаривалось ответчиком, что на момент обращения к ответчику с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет Козловой Т.Е. являлась получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В представлении от 26.12.2016, внесенном в адрес Администрации по результатам проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе, заместитель прокурора Таборинского района Свердловской области указал на незаконность решения о назначении пенсии за выслугу лет Козловой Т.Е. ввиду замещения ею должности муниципальной службы менее трех лет перед увольнением, а также распоряжения Главы Таборинского МО о выплате истцу денежного вознаграждения в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, потребовал безотлагательно рассмотреть представление и в течение месяца со дня его внесения принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона (л.д. 38-40).
Представитель Администрации в судебном заседании 04.04.2017 пояснил суду, что на основании представления прокуратуры решение об установлении истцу пенсии было отменено.
Отказывая при установленных обстоятельствах в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из отсутствия правовых оснований для назначения Козловой Т.Е. пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, ввиду ее несоответствия обязательному условию, предусмотренному Положением от 21.11.2012 N 42, а именно - необходимо иметь перед увольнением стаж замещения должности муниципальной службы не менее трех лет. Придя к выводу о необоснованности требования истца о назначении пенсии за выслугу лет, суд не нашел оснований и для удовлетворения иска в части взыскания единовременного вознаграждения, выплата которого обусловлена выходом на пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормативным положениям, регулирующим спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
В Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона N 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
При этом законодатель в ч. 1 ст. 24 Закона N 25-ФЗ предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Закон N 166-ФЗ) пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Именно поэтому как Закон N 166-ФЗ (пункт 4 статьи 7), так и Закон N 25-ФЗ (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов РФ возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан РФ, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таборинского муниципального района, регулируются Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таборинского муниципального района, утвержденным решением Таборинской районной Думы от 21.11.2012 N 42 (Положение от 21.11.2012 N 42).
Пунктом 3.2 Положения от 21.11.2012 N 42 (в редакции решения Таборинской районной Думы от 09.09.2016 N 38) предусмотрено, что гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее трех лет перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет, достигший возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы, в том числе, в связи с сокращением должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления Таборинского муниципального района.
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы в Таборинском муниципальном районе, необходима совокупность нескольких условий: наличие стажа муниципальной службы не менее 10 лет; замещение должности муниципальной службы перед увольнением не менее трех лет; достижение возраста, дающего права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначение такой пенсии; увольнение с муниципальной службы по указанным в Положении от 21.11.2012 N 42 основаниям.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела и истцом не оспаривалось, на момент увольнения с муниципальной службы 29.11.2016 она замещала должность муниципальной службы ( ... ) менее трех лет - 2 года 09 месяцев 13 дней. И поскольку в данном случае не выполняется одно из обязательных условий для назначения истцу пенсии за выслугу лет, оснований для признания за истцом права на получение пенсии за выслугу лет и возложении на ответчика обязанности назначить истцу такую пенсию у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что она фактически была лишена возможности выработать необходимый трехлетний стаж перед увольнением, поскольку уволена 26.11.2016 по инициативе представителя нанимателя, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения суда, поскольку Положение от 21.11.2012 N 4 не содержит норм, позволяющих не учитывать требование о замещении должности муниципальной службы не менее трех лет перед увольнением при назначении пенсии лицам, уволенным по сокращению штата или численности органа местного самоуправления. В этой связи причины, послужившие основанием для сокращения замещаемой истцом муниципальной должности (реорганизация муниципального органа), на что она ссылается в своей жалобе, правового значения не имеют.
Согласие ответчика с предъявленным иском о назначении пенсии за выслугу лет, а также то обстоятельство, что комиссия по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения Администрации приняла во внимание увольнение истца не по собственной инициативе и сочла возможным установить ей пенсию за выслугу лет в отсутствие необходимого трехлетнего стажа муниципальной службы перед увольнением, сами по себе, вопреки ошибочному мнению апеллянта, о наличии у нее права на пенсию за выслугу лет не свидетельствуют, поскольку решение комиссии противоречило действующему на территории Таборинского муниципального района нормативно-правовому акту, регулирующему вопросы назначения пенсий муниципальным служащим - Положению от 21.11.2012 N 42. В этой связи оснований для принятия признания иска ответчиком у суда в любом случае не имелось, поскольку такое признание противоречило закону (ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Оспаривая решение суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании единовременного денежного вознаграждения в размере 4 должностных окладов, истец настаивает на том, что Положение от 04.03.2011 N 11 не ставит возможность выплаты вознаграждения в зависимость от продолжительности замещения должности муниципальной службы перед увольнением.
Указанные доводы апеллянта ошибочны и не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда.
Согласно п. 3.1 Положения от 04.03.2011 N 11 основанием для поощрения муниципальных служащих органов местного самоуправления Таборинского муниципального района является: образцовое выполнение служащим должностных полномочий; продолжительная и безупречная служба; выполнение заданий особой важности и сложности; образцовое выполнение муниципальным служащим должностных полномочий означает качественное и своевременное их исполнение, творческий подход и проявление инициативы, обеспечивающие эффективность работы органов местного самоуправления. Безупречность службы определяется отсутствием дисциплинарных взысканий на дату оформления поощрения. Важность и сложность задания в каждом конкретном случае определяется руководителем или органом, в компетенцию которого входит решение данного вопроса (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).
К муниципальному служащему применяются следующие виды поощрений: объявление благодарности; выплата единовременного денежного поощрения, в том числе в связи с выходом на пенсию по выслуге лет; награждение почетной грамотой органа местного самоуправления; награждение ценным подарком; представление к государственным наградам Российской Федерации и Свердловской области (п. 3.1).
По смыслу указанных нормативных положений выплата единовременного денежного вознаграждения при увольнении, на взыскании которого настаивает истец, осуществляется в случае выхода муниципального служащего на пенсию за выслугу лет. Вместе с тем, поскольку правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет не имеется, соответственно, не имеется и оснований для удовлетворения производного от него требования о взыскании единовременного денежного вознаграждения при увольнении.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 04.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Лузянин В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.