Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Черепановой А.М., судей Сафронова М.В., Карпинской А.А., при секретаре Исламовой А.П., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ширшевой Ю.В. к Администрации Туринского городского округа о возложении обязанности включить ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Туринского районного суда Свердловской области от 13.03.2017.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ширшева Ю.В. обратилась в суд с указанным иском к Администрации Туринского городского округа, в обоснование которого указала, что с ( / / ) фактически проживает по адресу: ... В апреле 2014 года в Туринском городском округе произошла чрезвычайная ситуация федерального характера, обусловленная резким подъемом воды в реке Тура, в результате чего дом по адресу ... , в ... оказался в зоне подтопления. Принадлежащее истцу имущество, находящееся по указанному адресу, частично утрачено. Ответчиком во включении ее в списки лиц на получение единовременных денежных выплат было отказано, поскольку у нее отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию по указанному адресу.
Истец просила признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского городского округа, обязать Администрацию Туринского городского округа включить ее в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ею имущества первой необходимости.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, настаивала, что фактически проживает по адресу: ... вместе с членами своей семьи. Пояснила, что в результате затопления из строя вышел телевизор, поврежден кухонный стол, которые являются предметами первой необходимости.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала в части, не возражала против включения Ширшевой Ю.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи. Однако полагала, что, несмотря на то, что комиссией установлен факт частичной утраты имущества первой необходимости, поскольку это имущество находилось не в жилом доме, а в бане на приусадебном участке, основания для включения истца в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ею имущества первой необходимости, отсутствуют.
Третье лицо Ширшев В.В. в судебном заседании полагал исковые требования Ширшевой Ю.В. подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Чизганова И.В. также полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Третье лицо Чизганов Д.В., представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 13.03.2017 исковые требования Ширшевой Ю.В. удовлетворены, на Администрацию Туринского городского округа возложена обязанность включить Ширшеву Ю.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.
С таким решением не согласился представитель ответчика, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части признания Ширшевой Ю.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и возложении на Администрацию Туринского городского округа обязанности по включению истца в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Не оспаривая факт частичной утраты имущества первой необходимости, принадлежащего Ширшевой Ю.В., настаивает, что оснований для включения в такой список не имеется, поскольку указанное имущество находилось вне жилого дома, при этом, истец, заблаговременно зная о наступлении в Туринского городском округе чрезвычайной ситуации, мер к сохранению своего имущества не предприняла.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте суда, об уважительности причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в частности, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подп. "г, д" п. 2 "Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. Постановлением ПравительстваРФот15.02.2014N110) (далее - Правила) бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. 11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются, в частности, следующие документы:
список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи;
список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В силу п. 12 Правил порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из п. 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22.04.2016 на территории Туринского городского округа Свердловской области возникла чрезвычайная ситуация федерального характера, обусловленная резким подъемом уровня воды в реке Тура, в зоне подтопления оказались придомовые территории и жилые дома. С 22.04.2016 по 25.05.2016 на данной территории был введен режим чрезвычайной ситуации.
В зоне подтопления в указанный период оказался жилой дом, расположенный по адресу: ... , где в момент чрезвычайной ситуации проживала истец. Указанный дом, а также земельный участок, на котором он расположен, принадлежит истцу на праве собственности.
05.05.2016 Ширшева Ю.В. обратилась в Администрацию Туринского городского округа с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) (л.д. 18).
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией Туринского городского округа было принято решение об отказе во включении Ширшевой Ю.В. в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа на том основании, что Ширшева Ю.В. не представила доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в момент ее возникновения (л.д. 11). При этом, согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городско округа от 17.05.2016 межведомственной комиссией по обследованию и определению степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной весенним паводком на территории Туринского городского округа признано, что истец утратила в результате такой ситуации принадлежащее ей имущество: телевизор и стол, в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что имущество первой необходимости утрачено частично.
Судомустановлено,подтверждаетсяисследованнымисудом первой инстанции доказательствами и не оспаривается в апелляционной жалобе, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Ширшева Ю.В. постоянно проживала по адресу: ... , который находился в зоне подтопления, в связи с чем, суд пришел к выводу, что истец подлежит включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи.
Указанный вывод суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается, решение суда в указанной части не обжалуется.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с решением суда в части включения истца в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, со ссылкой на то, что истец не обеспечила постоянный контроль за сохранностью принадлежащего ей имущества, что выразилось в нахождении такого имущества не в жилом доме, который не пострадал и был признан пригодным для проживания, а в придомовой постройке, при том, что Ширшева Ю.В. знала об объявлении на территории Туринского городского округа чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод апелляционной жалобы как необоснованный.
В судебном заседании 13.03.2017 истец подтвердила, что поврежденное имущество (телевизор, стол) в момент его повреждения находилось в бане, которую подтопило, а не в жилом доме. Таким образом, имущество находилось в пределах домовладения истца.
Вместе с тем, как верно указано в решении суда, указанное обстоятельство исходя из положений нормативно-правового акта, регулирующего спорные правоотношения, не имеет правового значения для включения гражданина в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Юридически важными обстоятельствами для включения гражданина в указанный список являются факт повреждения имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и принадлежность данного имущества гражданину, подавшему заявление о включении его в такой список. Каких-либо иных условий для включения граждан в список нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации Приказ МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" не содержит. Более того, на указанное обстоятельство (нахождение имущества первой необходимости вне жилого дома) представитель Администрации Туринского городского округа не ссылался в уведомлении от 28.06.2016 N об отказе во включении Ширшевой Ю.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 11).
В этой связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Ширшевой Ю.В. о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в Туринском городском округе. Оснований для отмены решения суда в данной части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установилимеющие значение для дела обстоятельства на основании представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки исследованных судом первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену решения суда в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 13.03.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: А.М. Черепанова
Судьи: М.В. Сафронов
А.А. Карпинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.