Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Николаева А.И. к Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании права на увольнение из уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию,
по апелляционным жалобам истца Николаева А.И., ответчика Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя истца Косиковой С.Л., действующей на основании доверенности от ( / / ), представителя ответчика Чесноковой Н.В., действующей на основании доверенности N от ( / / ), представителя третьего лица Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области - Речновой О.В., действующей на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Николаев А.И. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области), в котором просил:
признать отказ в реализации рапорта об увольнении из уголовно-исполнительной системы на основании п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N4202-1, по выслуге срока службы, дающей право на пенсию (далее - Положение о службе в органах внутренних дел) незаконным;
включить период нахождения в служебной командировке с ( / / ) по ( / / ) в ... Чеченский республики в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня.
В обоснование иска указал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе. Полагая, что у него возникло право на пенсионное обеспечение, на основании п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, по выслуге срока службы, дающей право на пенсию, Николаев А.И. ( / / ) обратился к ответчику с соответствующим рапортом, который до настоящего времени не реализован. В качестве основания для отказа в реализации рапорта об увольнении из уголовно-исполнительной системы, оформленного письмом от ( / / ), ГУФСИН России по Свердловской области указало на отсутствие у Николаева А.И. необходимой выслуги срока службы, которая произведена ответчиком неправильно, а именно без учета необходимости исчисления срока нахождения истца в служебной командировке с ( / / ) по ( / / ) в ... Чеченский республики в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня, а также времени нахождения его с ( / / ) под стражей в календарном исчислении.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что право на увольнение из уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, предоставлено сотрудникам, имеющим необходимый срок такой службы (20 лет), который у Николаева А.И. на момент подачи соответствующего рапорта и в настоящее время отсутствует.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2017 иск Николаева А.И. удовлетворен частично.
Судом постановлено:возложить на ГУФСИН России по Свердловской области обязанность включить Николаеву А.И.в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении:
из расчета 1 день службы за 3 дня периоды непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики: с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ) в количестве 14 дней;
из расчета 1 день службы за 1,5 дня периоды нахождения на территории Чеченской Республики в командировке: ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / );
в удовлетворении иска в остальной части отказать.
Не согласившись с решением суда, истцом, ответчиком поданы апелляционные жалобы, содержащие, с учетом правовых позиций сторон по делу, просьбу отменить судебное постановление, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явились представители истца, ответчика, настаивавшие на доводах своих апелляционных жалоб, представитель третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области, указавший на законность и обоснованность решения суда, не подлежащего отмене по доводам апелляционных жалоб.
Истец, содержащийся в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, реализовал право довести до суда свою позицию без личного участия в судебном разбирательстве через представителя.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебного извещения ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз.28 п. "г" ст.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам, рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории бывшей Чечено-Ингушской Республики в период с 01.02.1992.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел, командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики (п.п. "б" п.1), участвующим в контртеррористических операциях, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца (п.п. "а" п. 4); время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006 - руководителем контртеррористической операции (п.п. "в" п. 4).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ( / / ) Николаев А.И. проходил службу в органах внутренних дел, а с ( / / ) по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе, последняя замещаемая должность ... ФКУ ИК- ... ( / / )2 по ...
В период прохождения службы в органах внутренних дел Николаев А.И. с ( / / ) по ( / / ) находился в служебной командировке в ... Чеченской Республики, где принимал участие в контртеррористических операциях с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ) в количестве 14 дней, а в остальное время в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Приказом ГУФСИН России по Свердловской области от ( / / ) N л/с (в редакции приказа ГУФСИН России по Свердловской области от ( / / ) N л/с) Николаев А.Н. временно отстранен от должности ... ФКУ ИК- ... с ( / / ), в связи с предъявлением ему обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Полагая, что у Николаева А.И. возникло право на пенсионное обеспечение, на основании п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, по выслуге срока службы, дающей право на пенсию, истец ( / / ) обратился к ответчику с соответствующим рапортом.
Письмом от ( / / ) ГУФСИН России по Свердловской области отказало Николаеву А.И. в реализации рапорта об увольнении из уголовно-исполнительной системы по указанному выше основанию, по мотиву отсутствия у него необходимой выслуги срока службы.
С учетом временного отстранения Николаева А.И. от замещаемой должности ответчик ( / / ) произвел соответствующий расчет, согласно которому за период с ( / / ) по ( / / ) выслуга срока службы у истца составила 14 лет 10 месяцев 06 дней в календарном исчислении, 18 лет 09 месяцев 24 дня в льготном исчислении.
При этом в выслугу лет ГУФСИН России по Свердловской области включило в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня время участия истца в контртеррористических операциях с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ) в количестве 7 дней, произведя исчисление остального периода нахождения Николаева А.И. в служебной командировке в ... Чеченской Республики в календарном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные истцом требования о включении в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 3 дня (участие в контртеррористических операциях), из расчета 1 день службы за 1,5 дня (участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности) времени нахождения Николаева А.И. в служебной командировке на территории Чеченской Республики, суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, верно оценил представленные сторонами в материалы дела доказательства.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что весь период нахождения Николаева А.И. на территории Чеченской Республики подлежит включению в срок выслуги лет в льготном исчислении, из расчета 1 день службы за 3 дня являются безосновательными.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 данного федерального закона лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В силу положений ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N65 следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные дату или периоды.
Между тем, таких документов о непосредственном участии Николаева А.И. в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, за исключением периодов с ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ) в материалах дела не имеется.
Само по себе нахождение Николаева А.И. в период с ( / / ) по ( / / ) в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике не означает фактическое ежедневное его участие в контртеррористических операциях, в связи с чем суд первой инстанции, установив обстоятельства прохождения истцом службы в подразделениях, непосредственно осуществлявших борьбу с терроризмом, правомерно включил периоды с ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ), ( / / ) по ( / / ) в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 день службы за 1,5 дня.
В силу положений абз. 16 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, на которых распространяется действие данного Постановления засчитывается время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Поскольку как на момент отказа в реализации рапорта об увольнении из уголовно-исполнительной системы, на основании п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, обстоятельства необоснованности привлечения Николаева А.И. к уголовной ответственности не установлены, то оснований для включения в выслугу срока службы периода следующего за датой временного отстранения истца от замещаемой должности, не имеется, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца в указанной части подлежат отклонению.
При этом сам по себе факт отстранения Николаева А.И. от замещаемой должности не препятствует истцу в реализации права на увольнение из уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающей право на пенсию в случае установления обстоятельств необоснованности привлечения его к уголовной ответственности.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда и возражения истца относительно арифметически ошибочного произведения ответчиком расчета срока службы, дающей право на пенсию в календарном исчислении, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в том числе правильно произведенному судом первой инстанции расчету, из которого однозначно следует, что на момент подачи Николаевым А.И. рапорта об увольнении по выслуге лет, у него отсутствовала необходимая продолжительность службы, как в календарном, так и льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о преждевременности обращения Николаева А.И. в суд с настоящим иском, в том числе с указанием на то, что представленный ГУФСИН России по Свердловской области расчет выслуги срока службы, дающей право на пенсию является предварительным, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, поскольку основаны на не верной трактовке фактических обстоятельств дела, которыми факт оценки органом уголовно-исполнительной системы права истца на увольнение по выслуге лет, при принятии соответствующего решения, оформленного письмом от ( / / ), достоверно установлен.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат. Их содержание по существу повторяет позицию сторон в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Николаева А.И., ответчика Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.