Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Шумкова Е.С.,
судей Коряковой Н.С., Москвиной С.И.,
при секретаре Петуховой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоград" об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33 в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Автоград" на решение Свердловского областного суда от 08 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Автоград" Елькиной Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Автоград" (далее - Общество, административный истец) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33, площадью 1185 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, с восточной стороны жилых домов N 80 и N 10 по улице Железнодорожной; относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения автостоянки.
Кадастровая стоимость этого земельного участка определена по состоянию на 01 января 2015 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 в размере 5507690,40 руб.
Общество обратилось в суд с административным иском об оспаривании вышеназванных результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование указало, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка при проведении его государственной кадастровой оценки он должен был отнесен к третьей группе видов разрешенного использования, установленной Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания). Однако фактически он был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования, что привело к завышению его кадастровой стоимости и как следствие этого к нарушению его прав - увеличению размера арендной платы за земельный участок. Административный истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка была осуществлена с использованием недостоверных сведений об объекте оценки, просил пересмотреть его кадастровую стоимость с учетом правильного отнесения к третьей группе видов разрешенного использования.
Решением Свердловского областного суда от 08 февраля 2017 года в удовлетворении административного иска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отказано. Этим же решением административному истцу возвращена излишне уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина.
В апелляционной жалобе Общество ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности, настаивая на своих доводах изложенных в административном исковом заявлении и полагая, что они необоснованно отвергнуты судом первой инстанции.
На апелляционную жалобу представителями Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и СОГУП "Областной центр Технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области поданы возражения.
Представители административных ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в настоящее судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области было оповещено письменным извещенным, направленным факсимильной связью 17 мая 2017 года. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области письменное извещение о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции получил 24 мая 2017 года, кроме того письменное извещение было направлено в адрес Управления электронной почтой и было получено 17 мая 2017 года.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, извещенный о месте и времени судебного заседания письменным извещением, полученным 18 мая 2017 года и полученным по электронной почте 17 мая 2017 года, а также представитель заинтересованного лица СОГУП "Областной центр Технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области, извещенный о времени судебного заседания телефонограммой 17 мая 2017 года, в настоящее судебное заседание также не явились.
Поскольку требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении о месте и времени лиц, участвующих в деле были выполнены, а их неявка в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Заслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке в силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
По настоящему делу имеются такие обстоятельства для отмены обжалуемого судебного акта.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при определении оспариваемой кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка, он был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования, установленных Методическими указаниями.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что спорный земельный участок используется административным истцом в предпринимательских целях, на нем он размещает стоянку для хранения транспортных средств, осуществляя предоставление платных услуг по хранению транспортных средств, то есть оказывает бытовые услуги. В связи с этим суд посчитал, что участок был обоснованно отнесен при кадастровой оценке к пятой группе видов разрешенного использования.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя ввиду следующего.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К недостоверным сведениям об объекте оценки относятся также допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Пункт 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (далее - Правила), и пункт 1.2 Методических указаний устанавливают, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Методическими указаниями предусмотрены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков:
- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (подпункт 1.2.3)(третья группа видов разрешенного использования)
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (подпункт 1.2.5) (пятая группа видов разрешенного использования).
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка (пункты 2.2.1, 2.2.7 Методических указаний).
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области, утвержденная Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года, определялась в разрезе видов разрешенного использования, установленных в п. 1.2 Методических указаний.
Как уже указано выше, земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200244:33, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения автостоянки, что подтверждается имеющимся в деле кадастровым паспортом земельного участка. Участок предоставлен Обществу в аренду для размещения автостоянки и используется в этих целях.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, его целевое назначение и фактическое использование свидетельствуют о том, что при осуществлении его кадастровой оценки он должен был быть отнесен к третьей группе видов разрешенного использования, предусмотренной пунктом 1.2.3 Методических указаний.
Вывод суда о правомерности отнесения этого участка к пятой группе видов разрешенного использования (пункт 1.2.5 Методических указаний) является ошибочным, поскольку земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок выделены в отдельную группу видов разрешенного использования, и земельные участки с таким видом разрешенного использования подлежат отнесению к этой группе независимо от того, используются ли они в целях извлечения прибыли или нет.
Отнесение вышеназванного земельного участка в ходе государственной кадастровой оценке в пятой группе видов разрешенного использования вместо третьей, свидетельствует об искажении сведений о нем при оценке, что в силу статьи 24.18 Закон об оценочной деятельности и пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит отмене с принятием нового решения о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка.
Пересматривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, суд устанавливает новую кадастровую стоимость этого земельного участка в соответствии с пунктом 2.2.7 Методических указаний путем умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков третьей группы видов разрешенного использования, находящихся в кадастровом квартале 66:45:0200244 (удельный показатель равен 2869 рублей 51 копейка за 1 кв.м, установлен Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588). Устанавливаемая по результатам рассмотрения настоящего дела кадастровая стоимость равна 3400369 рублей 35 копеек (из расчета 1185 х 2869, 51 = 3400369, 35).
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - 05 августа 2016 года.
Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей уплаты арендной платы с 01 января 2016 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку иск подлежит удовлетворению при рассмотрении дела в апелляционном порядке, то в силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию понесенные им судебные расходы - 2000 рублей оплата государственной пошлины при подаче иска и 3000 рублей оплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы. Эти расходы подлежат взысканию с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, то есть органа утвердившего оспариваемые результаты кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Решение суда в части возврата излишне уплаченной государственной пошлины подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктами 3, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Свердловского областного суда от 08 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска, принять по делу в этой части новое решение, которым:
- административный иск общества с ограниченной ответственностью "Автоград" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33 удовлетворить;
- установить на период с 01 января 2016 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33, площадью 1185 кв. м., в размере 3400369 рублей 35 копеек;
- взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу ООО "Автоград" 2000 рублей в возврат уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины, а также 3000 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200244:33 считать 05 августа 2016 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Шумков Е.С.
судьи Корякова Н.С.
Москвина С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.