Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу N 33а-311/2017
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: ПОСТНИКОВА В.Н.,
ПЕСТУНОВИЧА В.И.,
при секретаре ГОРДИЕНКО А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 28 февраля 2017 года по административному исковому заявлению "звание" Высоцкого С.Г. об оспаривании приказа Министра обороны РФ о досрочном увольнении истца с военной службы.
Заслушав доклад судьи Басова А.И., объяснения административного истца Высоцкого С.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Ивановой А.Ю., возражавшей против этих доводов, и заключение прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Какушадзе Т.Л., полагавшего необходимым решение оставить без изменения , окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министра обороны РФ от "дата" "номер" (по личному составу) "звание" Высоцкий С.Г. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Обратившись в военный суд с административным исковым заявлением, Высоцкий С.Г. просил признать данный приказ незаконным и возложить на издавшее его должностное лицо обязанность по его отмене. Свои требования административный истец мотивировал тем, что вопреки данным в оспариваемом приказе, жильем при увольнении с военной службы он обеспечен не был.
224 гарнизонный военный суд решением от 28 февраля 2017 года в удовлетворении этого административного искового заявления отказал.
При этом суд пришел к выводу, что Высоцкий С.Г. в связи с неоднократным отказом от распределенных жилых помещений и непринятием мер, направленных на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, лишился предоставленной ему пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гарантии, связанной с ограничением права командования на увольнение военнослужащего с военной службы без обеспечения жильем. Помимо этого, суд признал указанные действия и бездействие административного истца направленными на создание необоснованных искусственных препятствий для своего увольнения с военной службы, что со ссылкой на пункт 2 статьи 10 ГК РФ расценил как злоупотребление правом с его стороны, не подлежащее судебной защите.
В апелляционной жалобе Высоцкий С.Г., выражая несогласие с состоявшимся по делу судебным актом, просит его отменить со ссылкой на подп. 3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, автор жалобы указывает на то, что вопреки содержанию обжалуемого приказа Министра обороны РФ, он до настоящего времени жильем не обеспечен, что, в свою очередь, оценивается административным истцом как нарушение его прав.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении настоящего дела судом верно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение либо отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела видно, что "звание" Высоцкий С.Г. проходил военную службу по контракту. В "дата" он получил первое офицерское звание и назначен на воинскую должность, в связи с чем с "дата" вправе был рассчитывать на получение жилого помещения для постоянного проживания. В "дата" у военнослужащего истек срок действия контракта о прохождении военной службы, в "дата" он сначала был зачислен в распоряжение командующего войсками Западного военного округа в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, а затем - командира войсковой части "номер" в связи с организационно-штатными мероприятиями до обеспечения жилой площадью (т. ... , л.д. ... ). Решением федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) от "дата" Высоцкий С.Г. с членами семьи ( "члены семьи") был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, в избранном им после увольнения месте жительства - "адрес", - с "дата" (т. ... , л.д. ... ). "дата" административный истец обратился к командующему войсками Западного военного округа с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы после обеспечения жильем для постоянного проживания в избранном месте жительства (т. ... , л.д. ... ).
В связи с этим Высоцкому С.Г., начиная с "дата", распределялись жилые помещения в "адрес", от получения которых он отказывался в совокупности семь раз (т. ... , л.д. ... ), ссылаясь, в частности, на то, что дома, в которых находятся предложенные квартиры, не сданы в эксплуатацию, либо на то, что площадь жилого помещения не соответствует норме предоставления (т. ... , л.д. ... ).
"дата" ЗРУЖО направило в адрес Высоцкого С.Г. извещение о распределении ему очередного жилого помещения по адресу: "адрес", площадью ... кв.м., от которого он отказался "дата", указав на то, что площадь предлагаемого жилого помещения не соответствует положенной норме предоставления (т. ... , л.д. ... ).
На этом основании в этот же день ЗРУЖО направило в адрес командира войсковой части "номер" сообщение об отказе Высоцкого С.Г. от предложенного жилого помещения, которое соответствует рассчитанной норме предоставления и отвечает требованиям законодательства Российской Федерации. В этом же сообщении указывалось, что дом, в котором находится квартира, сдан в эксплуатацию (т. ... , л.д. ... ).
Этот факт послужил основанием для проведения командованием части в отношении Высоцкого С.Г. мероприятий, связанных с его досрочным увольнением с военной службы (подсчет выслуги лет в "дата" - т. ... , л.д. ... ; направление в "дата" документов в целях организации прохождения Высоцким С.Г. профессиональной переподготовки - т. ... , л.д. ... ; медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией в "дата" - т. ... , л.д. ... , проведение беседы и аттестации в "дата" - л.д. ... ) и его представлением к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями (т. ... , л.д. ... ).
Оценивая приведенные обстоятельства, окружной военный суд исходит из следующего.
Из содержания абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Аналогичное требование содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237. В этой же норме указывается на то, что военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных положений позволяет прийти к выводу о том, что установленное для командования ограничение при увольнении военнослужащего с военной службы без предоставления жилого помещения или жилищной субсидии прекращает свое действие в случае отказа такого военнослужащего от распределенного ему жилого помещения, отвечающего установленным нормам, или непринятия военнослужащим мер, направленных на получение им субсидии для приобретения или строительства жилья.
В данном случае по делу установлено, что в "дата" Высоцкому С.Г. предложено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью ... кв.м. Так как размер предоставляемого военнослужащему жилого помещения, с учетом двух членов его семьи и права на дополнительную площадь варьируется от ... ( ... + ... ) до ... кв.м., а также учитывая, что данное жилое помещение отвечает необходимым требованиям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ военнослужащего от его получения являлся необоснованным.
При указанных обстоятельствах с учетом вышеприведенных положений закона утверждение административного истца о том, что он не мог быть уволен с военной службы до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства, является необоснованным.
Кроме того, судебная коллегия учитывает также следующие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что "дата" Высоцкому С.Г. распределено жилое помещение по адресу: "адрес", площадью ... кв.м. От получения этой квартиры военнослужащий отказался "дата", сославшись только на то, что площадь предоставляемого ему жилого помещения должна составлять не менее ... кв.м. (т. ... , л.д. ... ).
Таким образом, отказавшись в "дата" от получения жилого помещения, отвечавшего установленным нормам, Высоцкий С.Г. уже на тот момент времени подлежал увольнению с военной службы.
Помимо этого, пунктом 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно статье3 Федерального закона от 28 декабря 2013года N405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", вступившего в законную силу с 01 января 2014года, лицам, указанным в абзацах третьем-двенадцатом пункта1 статьи15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений, в случае отказа военнослужащего, начиная с 01 января 2014года, от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до указанной даты месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, ему предоставляется жилищная субсидия.
Из материалов дела видно, что "дата" ЗРУЖО направило в адрес Высоцкого С.Г. уведомление о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, которое получено административным истцом "дата" (т. ... , л.д. ... ). От получения данной субсидии Высоцкий С.Г. отказался в ходе беседы с командиром "дата" (т. ... , л.д. ... ).
Как отмечалось выше, исходя из положений абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ограничение при увольнении военнослужащего с военной службы без предоставления жилого помещения или жилищной субсидии прекращает свое действие не только в случае отказа такого военнослужащего от распределенного ему жилого помещения, отвечающего установленным нормам, но и в случае бездействия, связанного с получением субсидии для приобретения или строительства жилья.
Таким образом, непринятие административным истцом мер к получению указанной субсидии в 30-дневный срок после получения соответствующего уведомления из ЗРУЖО ( "дата") с учетом ранее заявленного им отказа от получения отвечающего необходимым требованиям жилого помещения ( "дата") явилось дополнительным свидетельством того, что Высоцкий С.Г. утратил предоставленную гарантию, ограничивающую право командования на увольнение его с военной службы до реализации права им на жилье.
Указанные действия и бездействие судом первой инстанции правомерно расценено в качестве злоупотребления военнослужащим своими правами, которое не подлежит судебной защите.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 28 февраля 2017 года по административному исковому заявлению "звание" Высоцкого С.Г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.