Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Негласона А.А., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Бабенко О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Власенко Н. П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области о перерасчете размера пенсии по апелляционным жалобам Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 04 апреля 2017 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А. объяснения представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области - Силаевой Н.М., поддержавшей доводы жалоб, истца Власенко Н.П. и его представителя - адвоката Якушину Г.Н., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Власенко Н.П. с 28 октября 2002 года является получателем пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года). В период с 24 августа 1973 года по 17 ноября 1993 года истец работал в должности помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ, бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ в Средне-Ленской нефтегазоразведочной экспедиции треста "Якутнефтегазразведка", его работа протекала в местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате 1,7, но при установлении ему пенсии этот коэффициент не был применен ответчиком. Обратившись 11 апреля 2016 года с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (далее - ГУ - УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области) Власенко Н.П. получил решение N 573 от 13 апреля 2016 года об отказе в перерасчете размера пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 в связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт работы в районах Крайнего Севера на территориях, расположенных севернее 61 градуса северной широты.
Считая свои права нарушенными, Власенко Н.П. обратился в суд с иском, в котором просит суд признать за ним право на перерасчет страховой пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,7 с 01 мая 2016 года и обязать ответчика произвести вышеназванный перерасчет с указанной даты.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционных жалобах ГУ - УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
Аналогичные законоположения содержатся и в ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), в соответствии с которыми право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 28 вышеназванного федерального закона для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516), периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации. Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (действовавшего в спорный период) исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.
Сторонами не оспаривается, что Власенко Н.П. является получателем пенсии по старости, назначенной с 28 октября 2002 года пожизненно на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. Расчет страховой части трудовой пенсии произведен с применением повышенного отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (л.д. 35-36).
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 12 июля 2006 года, если в учетном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время междувахтового отдыха (время переработки в период вахты) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего их трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, аналогично тому, как дни отдыха не исключаются из календарного периода, образующего трудовой стаж, для граждан, работающих в любом другом режиме рабочего времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п. 4 Постановления Минтруда Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" лицам, по состоянию на 01 января 2002 года проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, то есть за 2000 - 2001 года либо за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ при определении размера пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в повышенных размерах. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно п. 7 Постановления Минтруда Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22, во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Из вышеизложенного следует, что при расчете размера пенсии органы пенсионного обеспечения должны руководствоваться районным коэффициентом, установленным в централизованном порядке для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В данном случае действующим в настоящее время Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1967 года N 137/8 "Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников, занятых в г. Мирном и на территории, находящейся в административном подчинении Мирненского горсовета Якутской АССР" утвержден районный коэффициент 1,70 к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых в городе Мирном, на территории, находящейся в административном подчинении Мирненского горсовета, и на территории Ленского района, расположенной севернее 61 градуса северной широты, Якутской АССР, для которых в соответствии с ранее принятыми постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС районные коэффициенты были установлены в меньших размерах. Указанный коэффициент применяется в порядке, предусмотренном Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18, являющимся основным нормативным документом, устанавливающим размеры районных коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей, и вводится в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям.
Якутская-Саха ССР переименована в Республику Саха (Якутия) Постановлением Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 27 декабря 1991 года N 767-XII в связи с вступлением в силу Конституции Республики Саха (Якутия) 27 апреля 1992 года.
Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения данного спора является установление места фактического выполнял истцом своих трудовых обязанностей и периодов их выполнения,.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции, дав надлежащую по правилам ст. 67 ГПК РФ оценку доказательствам, в частности, справке акционерного общества "Ленанефтегаз" N 1022/12 от 29 октября 2002 года о том, что в период с 24 августа 1973 года по 17 ноября 1993 года истец работал с выездом на буровые на площадях, расположенных в Ленском районе Республики Саха (Якутия) севернее 61 градуса северной широты, за время работы к заработной плате выплачивался районный коэффициент, установленный на данной территории - 70 % (л.д.7), справке открытого акционерного общества "Ленанефтегаз" N 88 от 17 декабря 2009 года, подтверждающей указанные выше обстоятельства дела, а также что истец выполнял работы на площадях Мирнинского района Республики Саха "Якутия", район Крайнего Севера (Средне-Ботуобинская, Таас-Юряхская, Верхне-Велючанская, Мирнинская), расположенных севернее 61 градуса северной широты, с выездом на буровые, в полевые условия, с получением полевого довольствия и коэффициента, применяемого к заработной плате - 1,7 (л.д. 8), личным карточкам истца по форме Т-2 (л.д. 30-33), пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований Власенко Н.П., так как представленными допустимыми доказательствами подтверждается работа истца в районах, расположенных севернее 61 градуса северной широты.
Данные обстоятельства истец подтвердил в суде апелляционной инстанции, пояснив, что буровые установки расположены только в районах Крайнего Севера, севернее 61 градуса северной широты, к месту работы он вылетал на вертолете, работа носила постоянный характер, периоды длились более одного месяца. Доказательств обратного представителем ответчика в суде первой и апелляционной инстанций не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Кроме того, из представленной в материалы дела архивной справки муниципального казенного учреждения "Муниципальный архив муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года N 117 следует, что районный коэффициент к заработной плате Власенко Н.П. за период его работы в СНГРЭ ПГО "Ленанефтегазгеология" Ленского района - района Крайнего Севера с 01 октября 1991 года составил 70 % (л.д. 24). Согласно справке открытого акционерного общества "Ленанефтегаз" от 17 декабря 2009 года N 88 27 июня 1994 года Средне-Ленская нефтегазоразведочная экспедиция ПГО "Ленанефтегазгеология" в связи со сменой собственника преобразована в открытое акционерное общество "Ленанефтегазгеология" Ленское управление буровых работ на основании распоряжения фонда Управления Госимуществом при Правительстве РФ (Я) N 647 от 16 апреля 1994 года (л.д. 8).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Остальные доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 04 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.