Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Башатове И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Бурухиной Л.В. на решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Зеленцова С.В.,
установил:
прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга в период с 17 августа 2016 года по 07 сентября 2016 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО ***, расположенного по адресу: (адрес), *** которого является Зеленцов С.В.
По результатам проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда, а именно ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", выразившиеся в непроведении специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест не проводилась за последние 5 лет.
В ходе проведенной специальной оценки условий труда, законченной 22 сентября 2016 года, установлено, что электросварщику ручной сварки и каменщикам не выплачивались надбавки за работу на вредных и тяжелых условиях труда, кроме того средства индивидуальной защиты органов дыхания не выдавались электросварщику.
02 сентября 2016 года заместителем прокурора Дзержинского района г. Оренбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - *** ООО *** Зеленцова С.В. по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение.
Указанные обстоятельства послужили основанием к привлечению *** ООО *** Зеленцова С.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП.
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 13 февраля 2017 года N *** ООО *** Зеленцов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 13 февраля 2017 года N изменено, из постановления исключено указание на учет при назначении наказания Зеленцову С.В. обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также указание на то, что действиями Зеленцова С.В. работникам ООО *** был причинен ущерб. Зеленцову С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ снижено наказание. Назначено Зеленцову С.В. наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде предупреждения. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене решения судьи районного суда и оставлении без изменения постановления должностного лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Бурухину Л.В. защитника Михайлову И.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Пасечник Е.И. об обоснованности жалобы ввиду нарушения судьей районного суда при назначении наказания требований ст. 3.4 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Снижая Зеленцову С.В. наказание до предупреждения, судья районного суда исходил из того, что должностным лицом, при рассмотрении дела не были установлены какие-либо обстоятельства, отягчающие административную ответственность Зеленцова С.В. Однако при назначении наказания Зеленцову С.В. должностным лицом были учтены наличие в его действиях как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Между тем наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу установлено не было.
Кроме того, судьей районного суда как не подтвержденный какими-либо доказательствами, признан необоснованным вывод должностного лица о том, что действиями Зеленцова С.В. работникам ООО *** был причинен вред и даже имущественный ущерб, поскольку работники ООО *** потерпевшими по делу не являлись, опрошены не были, а какие-либо сведения о размере причиненного им ущерба в материалах дела отсутствуют.
Вывод судьи районного суда о необоснованном учете должностным лицом при назначении наказания Зеленцову С.В. отягчающих административную ответственность обстоятельств является правильным.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.
В силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, назначение административного наказания в виде предупреждения возможно, если при рассмотрении дела будет выяснено, что противоправное деяние совершено впервые, не причинило вреда или не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, не нанесло имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам.
Применение административного наказания в виде предупреждения невозможно в частности при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также причинении имущественного ущерб физическим и юридическим лицам, государству и его органам.
Как следует из материалов дела в период осуществления проверки в ООО *** проведена специальная оценка условий труда. Согласно заключению по результатам специальной оценки условий труда от 21 сентября 2016 года N было установлено 2 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (каменщик и электросварщик ручной сварки).
Трудовым кодексом РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Статьей 222 ТК РФ установлено, что, на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Из постановления должностного лица следует, что в частности электросварщику ручной сварки не выплачивалась надбавка за работу на вредных и тяжелых условиях труда или как альтернатива, в целях восстановления здоровья работнику должно выдаваться молоко. Не выдача молока влечет за собой возникновение угрозы здоровью работника.
Указанное обстоятельство необоснованно оставлено без внимания.
Как следует из ст. 3.4 КоАП РФ при наличии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также причинения имущественного ущерб физическим и юридическим лицам применение административного наказания в виде предупреждения невозможно.
Тем не менее, судья назначил наказание в виде в виде предупреждения.
Таким образом, снижая Зеленцову С.В. наказание и назначая Зеленцову С.В. административное наказание в виде предупреждения, судьей допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы защитника о том, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих факт выполнения работниками работ во вредных условиях труда ранее проведенной оценки рабочих мест, нельзя признать состоятельным, поскольку обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда возложена на работодателя. Между тем в ходе проверки установлено, что данная обязанность работодателем выполнена не была, за последние 5 лет аттестация рабочих мест не проводилась, что также создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
То обстоятельство, что работники ООО *** потерпевшими по делу не являлись, опрошены не были, не исключало возможность привлечения указанных лиц в ходе рассмотрения жалобы на постановление в суде первой инстанции.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах, решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Зеленцова С.В. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Дзержинский районный суд г. Оренбурга на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Бурухиной Л.В. удовлетворить.
Решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Зеленцова С.В. отменить.
Дело об административном правонарушении направить в Дзержинский районный суд г. Оренбурга на новое рассмотрение.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.