Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Коваленко А.И., Федотовой Е.В.,
при секретаре Мишустиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ИВА к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Оренбурге о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Оренбурге Хмельницкого А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, ИВА, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ИВА обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что решением УПФР в г.Оренбурге N от 30 марта 2016г. и решением начальника УПФР в г.Оренбурге N от 08 февраля 2017г. ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии. Не согласившись с данным решением, уточнив, исковые требования просил:
признать незаконным решения УПФР в г.Оренбурге N от 30 марта 2016г. и N от 08 февраля 2017г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев:
- с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г. заведующим детским травпунктом МУЗ " ***" *** с 25 марта 1997г. ММУ " ***
- с 01 января 1999г. по 31 октября 1999г., с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 1999г., с 01 января 2000г. по 31 декабря 2000г. заведующим детским травпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом в приемном отделении Центра Детской хирургии,
-с 01 января 2001г. по 31 декабря 2001г. заведующим детским травпунктом ММУ " ***".
- с 01 января 2002г. по 25 мая 2002г., с 04 июня 2002г. по 10 ноября 2002г., с 04 декабря 2002г. по 09 декабря 2002г. заведующим детским травпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом 0,5 ставки в приемном отделении Центра Детской хирургии,
- с 28 мая 1990г. по 03 июля 1990г., с 30 января 1995г. по 19 марта 1995г., с 11 ноября 2002г. по 03 декабря 2002г. курсы повышения квалификации,
- с 15 декабря 2015г. по 31 декабря 2015г. врачом-хирургом отделения гнойной хирургии Центра детской хирургии ГБУЗ " *** г.Оренбурга;
обязать УПФР в г.Оренбурге назначить и выплачивать страховую пенсию по старости с 01 января 2016г.
Ответчик иск не признал.
Решением суда исковые требования ИВА удовлетворены частично.
Суд постановил:признать решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в г.Оренбурге N от 30 марта 2016г. и N от 08 февраля 2017г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными в части невключения в специальный стаж периодов работы:
в календарном и льготном исчислении 1 год работы за 1 год и шесть месяцев:
с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г. заведующим травмпунктом МУЗ " ***";
с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 1999г., с 01 января 2000г. по 31 декабря 2000г. заведующим травмпунктом ММУ " ***";
с 01 января 2001г. по 31 декабря 2001г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***";
с 01 января 2002г. по 25 мая 2002г., с 04 июня 2002г. по 10 ноября 2002г., с 04 декабря 2002г. по 09 декабря 2002г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом 0,5 ставки приемного отделения Центра детской хирургии;
с 11 ноября 2002г. по 03 декабря 2002г. нахождения на курсах повышения квалификации;
в календарном и льготном исчислении 1 год за 1 год и девять месяцев:
с 28 мая 1990г. по 03 июля 1990г., с 30 января 1995г. по 19 марта 1995г. нахождения на курсах повышения квалификации.
в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и шесть месяцев:
с 01 января 1999г. по 31 октября 1999г. заведующим травмпунктом ММУ " ***";
Возложить на Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге обязанность включить в специальный стаж ИВА в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и шесть месяцев:
с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г. заведующим травмпунктом МУЗ " ***";
с 01 января 1999г. по 31 октября 1999г., с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 1999г., с 01 января 2000г. по 31 декабря 2000г. заведующим травмпунктом ММУ " ***
с 01 января 2001г. по 31 декабря 2001г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***";
с 01 января 2002г. по 25 мая 2002г., с 04 июня 2002г. по 10 ноября 2002г., с 04 декабря 2002г. по 09 декабря 2002г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом 0,5 ставки приемного отделения Центра детской хирургии;
с 11 ноября 2002г. по 03 декабря 2002г. нахождения на курсах повышения квалификации;
с 15 декабря 2015г. по 31 декабря 2015г. - врачом-хирургом отделения гнойной хирургии ЦДХ ГБУЗ " ***";
в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев:
с 28 мая 1990г. по 03 июля 1990г., с 30 января 1995г. по 19 марта 1995г. нахождения на курсах повышения квалификации.
Возложить на Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге назначить ИВА досрочную страховую пенсию по п.20 ч.1 ст.20 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2016 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить в части удовлетворённых исковых требований и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, в соответствии с ч. 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, применяемого для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, "врачам"-"хирургам" всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и в подразделениях исчислялся 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. N 1066, применяемым к периодам работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены врачи- специалисты, (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители больниц и поликлиник всех наименований, осуществляющие врачебную деятельность.
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых даёт право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 N 1066, а также Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены оперирующие врачи, специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие отделений хирургического профиля стационаров учреждений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 15 декабря 2015г. ИВА обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г.Оренбурге N от 20 марта 2016г. ИВА в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды, в том числе:
в календарном и льготном порядке один год за один год и шесть месяцев:
- с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г. заведующим детским травмпунктом МУЗ " ***", с 25 марта 1997г. ММУ " ***", поскольку не подтверждается осуществление врачебной деятельности,
- с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 1999г., с 01 января 2000г. по 31 декабря 2000г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом в приемном отделении Центра Детской хирургии, поскольку не подтверждается работа в качестве врача-хирурга в порядке совмещения, либо на 1 ставку;
- с 01 января 2001г. по 31 декабря 2001г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***", поскольку не подтверждается работа в качестве врача-хирурга в порядке совмещения, либо на 1 ставку;
- с 01 января 2002г. по 25 мая 2002г., с 04 июня 2002г. по 10 ноября 2002г., с 04 декабря 2002г. по 09 декабря 2002г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом 0,5 ставки в приемном отделении Центра Детской хирургии, поскольку не подтверждается работа в качестве врача-хирурга в порядке совмещения, либо на 1 ставку,
- с 28 мая 1990г. по 03 июля 1990г., с 30 января 1995г. по 19 марта 1995г., с 11 ноября 2002г. по 03 декабря 2002г. нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку работа не осуществлялась, льготное исчисление предусмотрено для работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке);в льготном порядке один год за один год и шесть месяцев периоды работы:
- с 01 января 1999г. по 31 октября 1999г. заведующим детским травмпунктом ММУ " ***" и дежурства врачом-хирургом в приемном отделении Центра Детской хирургии, поскольку не подтверждается факт работы в отделении хирургического профиля стационара.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет 20 лет 05 месяцев 29 дней, требуется 30 лет.
Решением начальника УПФР в г.Оренбурге N от 08 февраля 2017г. по представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 20 лет 08 месяцев 18 дней.
Суд удовлетворил требование истца о включении в его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев период работы с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г. заведующим детским травмпунктом МУЗ " ***", с 25 марта 1997г. ММУ " ***".
То обстоятельство, что истец в данный период осуществлял лечебную деятельность, подтверждается должностной инструкцией заведующего детским травмпунктом, из которой следует, что в ситуациях, требующих неотложной медицинской помощи, заведующий отделением оказывает экстренную хирургическую помощь детям для устранения жизнеугрожающих состояний, справкой, уточняющей особый характер работы N от 23 декабря 2015г., трудовой книжкой, Положением о детском травмпункте ***, согласно которому заведующий распределяет больных между врачами отделения, сам ведёт положенное количество больных, проводит обходы больных совместно с врачами, а также больных, находящихся в тяжелом состоянии.
Доводы жалобы о том, что не подтверждается осуществление ИВА в период с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г. врачебной деятельности, опровергаются материалами дела.
Из представленных справок, уточняющих особый характер работы N от 23 декабря 2015г., трудовой книжки, сообщения *** от 14 февраля 2017г. следует, что в период с 01 ноября 1996г. по 09 декабря 2002г. ИВА совмещал работу в должности заведующего детским травмпунктом с работой в должности дежурного врача-хирурга Центра детской хирургии. Проведение операций врачом-хирургом ИВА в условиях стационара зафиксировано в операционных журналах за 1996 - 1997гг., 1997-1999гг., 2000-2002гг., где в составе врача - хирурга указан истец.
Так как истец осуществлял хирургическую деятельность в условиях стационара хирургического профиля и подтверждения указанной работы на ставку до 01 ноября 1999г., в силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N781 не требовалось, судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в стаж ИВА в календарном и льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода работы - с 26 февраля 1996г. по 31 декабря 1998г., и в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периода работы с 01 января 1999г. по 31 октября 1999г.
Поскольку такое структурное подразделение больницы, как травмпункт, не поименовано в Перечне отделений хирургического профиля стационаров учреждений, дающих право на льготное исчисление стажа, то факт совмещения работы истца в должности заведующего детским травмпунктом с работой в должности дежурного врача-хирурга Центра детской хирургии не даёт ему право на льготное исчисление стажа, при условии, если он не выполнял работу в качестве врача - хирурга в условиях стационара на ставку.
Учитывая, что установление факта работы на ставку в должности врача- хирурга в отделении хирургического профиля стационара является юридически значимым обстоятельством, судебная коллегия приобщила к материалам дела ответ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения " ***. Оренбурга от 05 июня 2017г. на запрос судебной коллегии, из которого следует, что размер ставки ИВА в Центре детской хирургии в приказах не указан, при этом карточки-справки за период с 1996г. по 2002г. содержат информацию о размере оклада ИВА в должности заведующего детским травматологическим пунктом и сведения о начислении заработной платы по основной должности и по совмещению (совместительству). Исходя из сумм, начисленных ИВА по основной должности и по совмещению (совместительству) в Центре детской хирургии, работа по совмещению (совместительству) осуществлялась более чем на одну ставку.
Ввиду того, что работодатель подтверждает работу ИВА на 1 ставку в должности хирурга, выводы суда о включении в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном и льготном исчислении периодов работы с 01 ноября 1999г. по 31 декабря 1999г.; с 01 января 2000г. по 31 декабря 2000г.; с 01 января 2001г. по 31 декабря 2001г.; с 01 января 2002г. по 25 мая 2002г.; с 04 июня 2002г. по 10 ноября 2002г.; с 04 декабря 2002г. по 09 декабря 2002г. являются правильными.
Неубедительными являются доводы жалобы о том, что представленными доказательствами не подтверждается факт работы истца в отделении хирургического профиля стационара, поскольку из дела следует, что ИВА в спорные периоды осуществлял трудовую деятельность в Центре детской хирургии, в состав которого входят отделение гнойной хирургии, травматологическое отделение, отделение плановой хирургии, урологическое отделение, ортопедическое отделение, отделение реанимации и анестезиологии (штатные расписания, Положение о Центре детской хирургии).
Указанные структурные подразделения поименованы в Перечне, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781.
Кроме данных подразделений в состав Центра детской хирургии входит также приемное отделение.
Однако, согласно объяснениям истца, данным в суде апелляционной инстанции, в приемном отделении осуществляется приём пациента. В зависимости от патологии больной распределяется в соответствующее отделение, затем, после подготовки к операции производится сама операция в операционном блоке указанного отделения. В приемном отделении операционного блока нет.
Из пояснений ИВА, должностной инструкции дежурного врача приёмного отделения, а также операционных журналов следует, что истец, как дежурный врач - хирург, в случаях с хирургической патологией осуществлял необходимое хирургическое вмешательство не в приёмном отделении, а в соответствующем отделении Центра детской хирургии в зависимости от выявленной патологии.
То есть фактически истец работал в качестве хирурга в структурных подразделениях, работа в которых предоставляет право на льготное исчисление стажа, как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что истец осуществлял дежурства в качестве врача-хирурга приёмного отделения Центра детской хирургии, но приёмное отделение не относится к отделению хирургического профиля стационара.
Доводы жалобы о том, что работа в условиях совместительства не может рассматриваться как осуществление врачебной деятельности в целях досрочного пенсионного обеспечения, не опровергают выводов суда, так как материалами дела подтверждается, что ИВА, работая в качестве заведующего травмпунктом, осуществлял врачебную деятельность, дополнительно работал по совмещению в качестве врача - детского хирурга и осуществлял дежурства в должности врача - детского хирурга Центра детской хирургии.
Доводы жалобы о том, что не подлежат зачёту в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном и льготном исчислении: как 1 год за 1 год и 6 месяцев с 11 ноября 2002г. по 03 декабря 2002г.; в календарном и льготном исчислении как 1 год за 1 год и девять месяцев с 28 мая 1990г. по 03 июля 1990г., с 30 января 1995г. по 19 марта 1995г., так как Правилами исчисления периодов работы, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено, основаны на неверном толковании норм права и не влекут отмены решения в указанной части.
Разрешая требование о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд обоснованно указал, что в указанные периоды за истцом сохранялось место работы, в должности и учреждении, подлежащих включению в стаж лечебной деятельности, а также за истцом сохранялась заработная плата, с которой производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд.
Между тем судебная коллегия не соглашается с выводом суда о возможности возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж ИВА, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 15 декабря 2015г. по 31 декабря 2015г. врачом - хирургом отделения гнойной хирургии ЦДХ ГБУЗ " ***
В соответствии с ч.1статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратился за назначением пенсии 15 декабря 2015г. Пенсионный орган, в соответствии с положением ч.1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" проверял наличие стажа истца на дату обращения за назначением пенсии.
С учётом периодов, зачтённых ответчиком и судом, стаж ИВА, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на дату обращения с заявлением составил менее 30 лет.
Соответственно на дату обращения за назначением пенсии право на досрочную страховую пенсию у истца не возникло.
В силу ч.1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
На основании ч. 20 статьи 21 указанного закона решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Из смысла указанных выше норм следует, что суд, не подменяя собой органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, уполномочен проверять законность и обоснованность принятого пенсионным органом решения.
Период с 15 декабря 2015г. по 31 декабря 2015г. не был предметом оценки ответчика. Следовательно, отсутствуют основания утверждать, что действиями УПФР в г. Оренбурге были нарушены права истца, выразившиеся в невключении данного периода работы в его специальный стаж.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования о включении спорного периода в специальный стаж истца и назначении ИВА досрочной страховой пенсии с 01 января 2016г.
Руководствуясь ст. ст. 328.329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 марта 2017 г. отменить в части возложения на УПФР в г. Оренбурге обязанности включить в стаж ИВА периода работы с 15 декабря 2015г. по 31 декабря 2015г. врачом-хирургом отделения гнойной хирургии ЦДХ ГБУЗ " ***" г. Оренбурга, назначить ИВА досрочную страховую пенсию по старости с 01 января 2016г.
Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований ИВА отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.