Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей областного суда Синельниковой Л.В., Трифоновой О.М.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 марта 2017 года по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Баша А.В. к администрации г.Орска Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Стиплина И.В., просившего решение суда оставить без изменения,
установила:
прокурор Октябрьского района г. Орска в интересах Баша А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орска, в обоснование которого указал, что Баша А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, в настоящее время закрепленного жилья или жилья в собственности не имеет. В связи с тем, что Баша А.В. до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением, прокурор просит суд обязать администрацию г. Орска предоставить Баша А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Воробьев В.А., истец Баша А.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Орска, представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области, Управления образования администрации г. Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13.03.2017 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска в интересах Баша А.В. удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Орска однократно предоставить Баша А.В., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением не согласился ответчик - администрация г. Орска, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района г.Орска просит решение суда оставить без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы администрации г. Орска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Баша А.В., представители ответчика администрации г. Орска, третьих лиц Правительства Оренбургской области, Управления образования администрации г. Орска не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159 - ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Оренбургской области от 18.03.2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что родителями Баша А.В., (дата) года рождения, являются ФИО7 и ФИО8, которые решением *** суда г. Орска от (дата) лишены родительских прав.
Постановлением Главы г. Орска от (дата) N-п над несовершеннолетним Баша А.В. установлена опека, ФИО9 назначена опекуном над несовершеннолетним ***.
В (дата) Баша А.В. окончил обучение в МОАУ " ***", что подтверждается копией аттестата об основном общем образовании N от (дата).
Постановлением администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) N, Баша А.В. признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, с присвоением порядкового номера ***.
Судом первой инстанции установлено, что за Баша А.В. объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином праве не зарегистрированы.
Баша А.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: (адрес). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО11, ФИО12, ФИО13 Фактически Баша А.В. проживает по адресу: (адрес). Данная квартира принадлежит ФИО9
Из объяснений Баша А.В. и пояснений свидетеля ФИО9 следует, что проживание истца по указанному выше адресу носит временный характер.
Таким образом, Баша А.В. правомерно был отнесен к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, принят на учет и включен в список детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Баша А.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, является нуждающимся в жилом помещении, по окончании обучения жильем не обеспечен, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований и правомерно возложил на администрацию г. Орска обязанность предоставить Баша А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлен факт невозможности проживания Баша А.В. в жилом помещении по адресу: (адрес), не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления. Наличие или отсутствие возможности проживания в жилом помещении по месту регистрации истца юридически значимыми для разрешения данного спора не являются, поскольку такого основания для отказа истцу в предоставлении жилого помещения закон не содержит. Судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что Баша А.В. является нуждающимся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список, и что решение суда предоставляет истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в Список ранее истца, выводов суда и законность принятого им решения не опровергают.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Соответственно, после окончания Баша А.В. обучения у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.
Право Баша А.В. на обеспечение его жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Орска Оренбургской области осуществляет государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жильем по договору найма специализированных жилых помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет получения субвенций для приобретения жилья, в настоящее время не имеется благоустроенного жилого помещения, которое может быть предоставлено Баша А.В. по договору специализированного найма, достаточное финансирование на указанные цели отсутствует, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок.
Другие доводы апелляционной жалобы также не опровергают правильность выводов суда, сводятся к иному толкованию закона и не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.