Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии: Шошиной А.Н., Рощупкиной И.А.,
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Абаева Алана Петровича - Решетило Романа Михайловича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2017 года, которым постановлено:
Взыскать с Абаева Алана Петровича в пользу ОАО "Харп-Энерго-Газ" неосновательное обогащение в размере "данные изъяты"., компенсацию расходов по уплате государственной пошлины в сумме 10 718 руб.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество "Харп-Энерго-Газ" обратилось в суд с иском к Абаеву Алану Петровичу о взыскании неосновательного обогащения в размере "данные изъяты".
В обоснование иска указало, что между ОАО "Харп-Энерго-Газ" и ответчиком 1 октября 2013 года были заключены договоры водоснабжения и водоотведения, электроснабжения и теплоснабжения для поставки соответствующих ресурсов в принадлежащее ему на праве собственности здание, расположенное по адресу: "адрес".
Поскольку ответчик Абаев А.П. не относится к категории лиц, на которые распространяются льготы, предусмотренные Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 декабря 2014 года N107-ЗАО, Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Обществу было отказано в компенсации выпадающих доходов в отношении ответчика, что явилось основанием для осуществления перерасчета стоимости поставленных ответчику коммунальных ресурсов и направлении в его адрес корректировочных счетов-фактур на оплату по полному тарифу. На претензию об оплате долга ответчиком отказано со ссылками на то, что принадлежащее ему помещение имеет статус жилого и на него распространяются соответствующие льготы, предусмотренные Законом Ямало-Ненецкого автономного округа N107-ЗАО от 1 декабря 2014 года.
Представить истца ОАО "Харп-Энерго-Газ" - Новиков А.Ю. иск поддержал.
В судебном заседании ответчик Абаев А.П. участия не принимал. Его представитель Кравцова С.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Кравченко С.В. с иском согласилась.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Абаева А.П.- Решетило Р.М. ставит вопрос об отмене судебного постановления, указывая на существенные нарушения судом норм материального и процессуального права. Приводит доводы о том, что принадлежащее ответчику Абаеву А.П. здание общежития на 22 места имеет статус жилого и начисление коммунальных ресурсов должно осуществляться в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса". Также указывает на нарушение судом положений статьи 32 ГПК РФ о договорной подсудности при разрешении спора.
В возражениях против апелляционной жалобы представитель третьего лица - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Кравченко С.В. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося ответчика на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы, поддержанные в суде апелляционной инстанции представителем ответчика Абаева А.П. - Решетило Р.М., заслушав возражения представителя третьего лица - Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Кравченко С.В., полагавшую решение суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассматривая спор, суд первой инстанции правильно исходил из положений Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178, по смыслу которых осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов, в том числе и льгот на соответствующие ресурсы, порядок их предоставления и категории потребителей, на которых они распространяются, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
В Ямало-Ненецком автономном округе действует Закон от 01.12.2014 N107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон), в соответствии с которым определены отдельные категории потребителей коммунальных ресурсов, имеющие право на льготы; установлены основания для предоставления льгот, порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в Ямало-Ненецком автономном округе, а также прекращения осуществляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в автономном округе отдельных государственных полномочий автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса.
Исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности, жилищно-коммунального комплекса, функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) и осуществлению контроля и надзора за их применением, является Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (п.1.1. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013).
Помимо этого, в данном Положении также определено, что Департамент осуществляет функции уполномоченного органа на предоставление субсидий из окружного бюджета для компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии со статьей 3 Закона N107-ЗАО к отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, относятся:
управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в их собственности;
граждане, проживающие в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, домовладениях, находящихся в их собственности, и не предназначенных для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды.
В отношении электрической энергии к отдельным категориям потребителей, указанным в части 1 настоящей статьи, также относятся категории потребителей, приравненные к населению, приобретающие электрическую энергию (мощность), потребляемую на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации.
В силу Закона N107-ЗАО перечень категорий потребителей, имеющих право на льготы, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Харп-Энерго-Газ" является ресурсоснабжающей организацией и во исполнение договоров водоснабжения и водоотведения NВК, теплоснабжения NТ, электроснабжения N-Э от 1 октября 2013 года поставляет тепловую энергию, электроэнергию, услуги горячего и холодного водоснабжения и водоотведения в здание, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности Абаеву А.П., общей площадью 431, 6 кв.м., состоящее из 22 комнат.
На основании представленных сторонами доказательств судом с достоверностью установлено, что указанное здание, используемое под гостиницу "Обь" на основании договора найма от 1 января 2015 года передано ответчиком, имеющим статус индивидуального предпринимателя, Кумалаговой И.А., Кумалагову В.В., Кумалаговой А.В. во временное возмездное владение и пользование для проживания (л.д.190-193). В то же время договоры на поставку ресурсов с ресурсоснабжающей организацией заключены с ответчиком Абаевым А.П. как физическим лицом, с установлением льготных тарифов потребляемых ресурсов, утвержденных приказами Департамента.
Поскольку к категории лиц, имеющих право на льготы в соответствии с нормами вышеуказанного Закона ответчик не относится, ресурсоснабжающей организацией правомерно произведен перерасчет и направлены корректировочные счета-фактуры для оплаты по полному тарифу, обеспечивающему все производственные издержки Общества.
Неоплаченная сумма коммунальных услуг в размере "данные изъяты". за период с 1 января 2015 года по 31 мая 2016 года в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ обоснованно расценена судом как неосновательное обогащение, которое подлежит возврату ресурсоснабжающей организации.
Обстоятельство заключения ответчиком Абаевым А.П. договора найма жилого помещения, состоящего из 22 комнат, с Кумалаговыми, не опровергает законность требования истца об оплате коммунальных услуг по полному тарифу; не свидетельствует о приобретении ответчиком льготы по Закону N107-ЗАО.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушения положений статьи 32 ГПК РФ судом допущено не было, поскольку договоры были заключены с ответчиком как с физическим лицом.При этом действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которой спор о взыскании с гражданина неосновательного обогащения может быть рассмотрен арбитражным судом. Поэтому оснований для отнесения данного спора к подведомственности арбитражного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего спора, в связи с чем, отмену решения суда в апелляционном порядке не влекут.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья /подпись/ А.Н. Шошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.