Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Ларионове А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зевакина Алексея Анатольевича на решение Пуровского районного суда ЯНАО от 23 января 2017 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении искового заявления Зевакина Алексея Анатольевича к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации МО Пуровский район о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, признании права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и предоставлении в г. Тарко-Сале жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зевакин А.А. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, признании права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и предоставлении в г. Тарко-Сале жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование указал, что решением Троснянского районного суда Орловской области от 03.10.1997 года его мать Котова (Зевакина) лишена родительских прав, с указанного времени он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. С 1996 по 2000 год воспитывался в казенном общеобразовательном учреждении "Знаменская школа - интернат". С 1997 года до своего совершеннолетия состоял на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако на учет для получения жилого помещения поставлен не был. По окончании учебы вернулся проживать в неблагоустроенное помещение к бывшей матери. В 2011 году обратился в Управление образования Орловской области по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения, однако ему было отказано, поскольку у него имеется жилое помещение. С 2012 года проживает в г. Тарко-Сале ЯНАО. В сентябре 2012 года он обратился в Департамент образования Пуровского района с заявлением о постановке на учет в целях предоставления жилого фонда, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако получил отказ, поскольку гражданам старше 23 лет указанная социальная поддержка не предоставляется. Считал обжалуемый отказ незаконным.
Определением Пуровского районного суда от 08.12.2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент строительства и жилищной политики ЯНАО и Управление делами Правительства ЯНАО, из числа третьих лиц исключено Правительство ЯНАО.
Зевакин А.А. в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивал.
Представитель департамента образования администрации Пуровского района Кощеев К.В. в судебном заседании считал исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представители Управления по делам Правительства ЯНАО, департамента строительства и жилищной политики ЯНАО участия не принимали.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласен Зевакин А.А.., в апелляционной жалобе просил решение отменить. В обоснование жалобы указал, что в очередь на предоставление жилого помещения не встал, поскольку находился в местах лишения свободы, неоднократно с 14 до 15 лет, с 16 до 18 лет, с 18 до 21 года. Прописка его к матери, лишенной родительских прав, нарушала его права. К жалобе приложил сведения у судимости, указал, что ранее не мог ее представить в связи отсутствием нужных сведений.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Марьин С.В. просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебном заседании участия суда апелляционной инстанции не принимали, надлежаще уведомлены.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, рассмотрев дела в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 ФЗ N159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ N 159 от 21.12.1996 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.3 ФЗ N159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании ордера N514 от 19 октября 1994 года Зевакиной Л.В. на состав семьи из двух человек предоставлена комната по адресу "адрес", в ордере в качестве члена семьи указан сын Зевакин А.А. (л.д. 21-22).
Решением Троснянского районного суда Орловской области от 13 октября 1997 года Зевакина (Котова) Л.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего З. (л.д. 18-20).
27 июля 2015 года Зевакин А.А. передал администрации Троснянского района Орловской области указанное выше жилое помещение (л.д. 24).
Из письма администрации Троснянского района Орловской области от 16 ноября 2016 года следует, что Зевакин А.А. имел право на обеспечение благоустроенным жильем, Зевакин несколько раз обращался порядком обеспечения сирот и лиц, приравненных к ним, ему был разъяснен порядок действия, дан список документов, однако с указанным заявлением Зевакин А.А. не обращался (л.д. 28).
Выводы суда об отсутствии основания для удовлетворения административного иска судебная коллегия находит обоснованными.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Также судом верно установлено, что на момент достижения Зевакиным А.А. 23 летнего возраста он на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не проживал и регистрации не имел, в указанный период проживал на территории Орловской области, поэтому обязанность по предоставлению жилья лежала на администрации Орловской области в случае соответствующего обращения заинтересованного лица.
Довод жалобы о том, что в очередь на предоставление жилого помещения не встал, т.к. неоднократно находился в местах лишения свободы, не может быть принят во внимание, поскольку последний раз он был освобожден по отбытию наказания 10.08.2007 года в возрасте 19 лет. С указанного периода у Зевакина А.А. было достаточно времени для обращения с заявлением о постановке его на учет.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения административного искового заявления с учетом фактических обстоятельств данного дела не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, данным доводам дана оценка при вынесении решения судом.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пуровского районного суда ЯНАО от 23 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.