Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
и судей Дьякова А.Н., Гапоненко Л.В.
при секретаре Никитиной К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Гела Н. В. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 24 марта 2017 года об отказе в удовлетворении его исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска о включении в его страховой стаж периода работы с 01.01.2002 по 30.08.2003 в ТОО "Разрез Богатырь" управляющей компании "Аксес Индастрис", находящейся в Республике Казахстан, повышении фиксированного базового размера страховой части пенсии за стаж превышающий 30 лет, применении при расчете размера пенсии районного коэффициента, перерасчете пенсии и взыскании компенсации морального вреда,
установила:
Гела Н.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска, указывая, что 11.12.2014 ему назначена пенсия по старости в размере 9 136,59 руб., что ниже среднего размера пенсии по России и Омской области в 2014 году. Полагал, что размер пенсии был определен ответчиком неверно. Его общий трудовой стаж (страховой) истца составляет 36 лет 3 месяца (с учетом обучения в высшем учебном заведении 41 год 3 месяца). Из его страхового стажа необоснованно исключен период работы с 01.01.2002 по 30.08.2003 в ТОО "Разрез Богатырь" управляющей компании "Аксес Индастрис", находящейся в Республике Казахстан, ввиду отсутствия справки уполномоченного органа об уплате пенсионных взносов в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Полагал указанный период подлежащим включению в страховой стаж, поскольку работодателем производилась уплата взносов на пенсионное обеспечение. Также считал, что при определении расчетного размера пенсии должен применяться районный коэффициент, а фиксированный базовый размер страховой части пенсии за стаж, превышающий 30 лет, должен быть повышен в соответствии с п. 17 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях". Просил обязать ответчика включить в страховой стаж указанный период работы в Республике Казахстан; повысить фиксированный базовый размер страховой части пенсии за стаж превышающий 30 лет; применить при определении расчетного размера пенсии районный коэффициент в размере 1,2; произвести перерасчет размера пенсии, возместить разницу (с учетом индексации) страховой части трудовой пенсии и назначенной страховой пенсии за период с 20.12.2014 и по 20.047.2017, взыскать с ответчика 42 500 рублей компенсации морального вреда.
В судебном заседании Гела Н.В. исковые требования поддержал.
Представитель ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска Лантух Д.В. иска не признал, указывая, что спорный период в специальный стаж включить невозможно, поскольку периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при подтверждении уплаты взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование справкой компетентных органов государства, которым в Республике Казахстан является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий". Истец такую справку не представил. Увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии на районный коэффициент предусмотрено только для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым Омская область не относится. Положения ФЗ "О трудовых пенсиях" о повышении фиксированного базового размера страховой части пенсии за стаж превышающий 30 лет, не подлежит применению, поскольку противоречит действующему ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного в апелляционной жалобе просит Гела Н.В., ссылаясь на доводы, приведенные в суде первой инстанции. Полагает, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт его работы с 01.01.2002 по 30.08.2003 в ТОО "Разрез Богатырь" управляющей компании "Аксес Индастрис", находящейся в Республике Казахстан, в связи с чем подлежит включению в его страховой стаж. Районный коэффициент подлежит применению и при назначении пенсии лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, к которым относятся населенные пункты Омской области. Считает, что п. 17 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях" не противоречит положениям ФЗ "О страховых пенсиях", следовательно, отказ в повышении фиксированного базового размере страховой части пенсии за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет, на 6 процентов не основан на нормах материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска приведенные в жалобе доводы считает необоснованными, просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще (л.д. 75-78), в суд не явился представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, о причинах неявки не сообщил, доказательства уважительности этих причин не представили Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения истца Гела Н.В., его представителя Кох А.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда приходит к следующему.
По смыслу ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, истцу Гела Н.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 20.12.2014 в размере 9 136,59 рублей. Пенсионным органом осуществлена оценка пенсионных прав истца на 1 января 2002 года, определена сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, произведена валоризация величины расчетного пенсионного капитала, размер пенсии рассчитан в соответствии с формулами и правилами расчета, приведенными в п.п. 1, 25 ст. 14, п. 1 ст. 29.1, п. 1 ст. 30, п 1 ст. 30.1 названного Федерального закона.
В ответе от 16.01.2017 на обращение Гела Н.В. от 10.01.2017 по поводу порядка определения размера назначенной пенсии ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска разъяснен порядок произведенного расчета трудовой пенсии по старости, сообщено, что материалы пенсионного дела проверены, размер пенсии по старости на 20.12.2014 определен правильно.
Не согласившись с произведенным расчетом и установленным размером пенсии, Гела Н.В. обратился в суд с настоящим иском, полагая, что ответчиком из его страхового стажа необоснованно исключен период работы с 01.01.2002 по 30.08.2003 в ТОО "Разрез Богатырь" управляющей компании "Аксес Индастрис", находящейся в Республике Казахстан, при определении расчетного размера пенсии должен быть применен районный коэффициент в размере 1,2, а фиксированный базовый размер страховой части пенсии должен быть увеличен за стаж превышающий 30 лет на основании п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
Исследовав материалы пенсионного дела, представленные суду доказательства, проверив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер пенсии по старости на 20.12.2014 Гела Н.В. определен в соответствии с законодательством, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не находит.
Отклоняя доводы апеллянта о наличии оснований для включения в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 30.08.2003 в ТОО "Разрез Богатырь" управляющей компании "Аксес Индастрис", находящейся в Республике Казахстан, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", из преамбулы которого следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в момент обращения истца за назначением пенсии, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего в настоящее время, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В Письме от 31.01.1994 N 1-369-18 Министерством социальной защиты населения разъяснено, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в том числе Республики Казахстан, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии данным гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Из изложенного следует, что период работы Гела Н.В. с 01.01.2002 по 30.08.2003 в Республике Казахстан мог быть включен в страховой стаж истца при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Как видно из материалов дела, Гела Н.В. справку компетентного органа Республики Казахстан об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование не представил, в ходе рассмотрения дела ходатайства о направлении судебного запроса в соответствующий орган для выяснения вопроса о том, уплачивались ли страховые взносы за него в период с 01.01.2002 по 30.08.2003, не заявлял.
Учитывая, что истцом не представлены сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в Республике Казахстан, где осуществлялась трудовая деятельность в период с 01.01.2002 по 30.08.2003, суд пришел к правильному выводу об отказе во включении в стаж указанного периода.
Доводы жалобы о том, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт его работы в спорный период, основаны на ошибочном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки подателя жалобы на необходимость применения при расчете размера пенсий районного коэффициента к заработной плате, состоятельными не являются ввиду следующего.
Статьей 30 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" было предусмотрено, что для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате.
При расчете пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, в том числе с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9).
Таким образом, после введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" районный коэффициент также участвует в формировании размера трудовой пенсии по старости путем применения при расчетах соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Увеличение пенсии, начисленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на районный коэффициент действующее законодательство не предусматривает.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.2006 Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г.
При таких обстоятельствах применение к пенсиям, рассчитанным в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" районного коэффициента приведет к необоснованному двойному учету климатически неблагоприятных условий жизни и необоснованному повышению пенсии в связи с этим.
Ссылки подателя жалобы на наличие оснований для повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет, на основании п. 17 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях", состоятельными не могут быть признаны.
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002 года.
При этом согласно положениям пункта 17 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов.
Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Положения п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.
Однако в рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия, а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В соответствии с ч.ч.3,4 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Из приведенного выше следует, что положения п. 17 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях" с 01.01.2015 применению не подлежат. То обстоятельство, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ, согласно которому с 01.01.2015 спорная норма вводится в действие, не отменен и не изменен, об обратном не свидетельствует.
Вместе с тем, закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в ст.34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и фиксированная выплата к ней.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда России Федерации от 10.02.2016 N 217-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Сведений о том, что Гела Н.В. обращался в пенсионный орган для перерасчета пенсии на основании ст. 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" в материалах дела не имеется.
При изложенном, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что размер пенсии Гела Н.В. по старости на 20.12.2014 определен в соответствии с требованиями законодательством, установленная истцу пенсия по заявленным им основаниям перерасчету не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном разрешении спора судом судебная коллегия расценивает, как несостоятельные, ввиду ошибочного толкования истцом положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основания для которой у судебной коллегии отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 24 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.