Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
и судей Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Никитиной К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Бондаренко Н. А. на решение Шербакульского районного суда Омской области от 12 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление администрации Шербакульского муниципального района Омской области к Бондаренко Н. А. удовлетворить.
Исключить Бондаренко Н. А. из списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие подтопления талыми водами территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в 2016 году.
Исключить Бондаренко Н. А. из списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие подтопления талыми водами территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в 2016 году.
В удовлетворении встречного искового заявления Бондаренко Н. А. к администрации Шербакульского муниципального района Омской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие подтопления талыми водами территории р.п. Шербакуль Омской области, отказать,
установила:
Администрация Шербакульского муниципального района Омской области обратилась к Бондаренко Н.А. об исключении из списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, вызванной подтоплением талыми водами территории Шербакульского городского поселения в 2016 г., ссылаясь на неправомерные действия специалиста комитета гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и природоохранной деятельности Управления ЖКХ, газификации и жизнеобеспечения администрации Шербакульского МР, выразившихся в безосновательном включении при формировании названных списков. Просили исключить Бондаренко Н.А. указанных из списков.
Бондаренко Н.А. обратилась в суд со встречным иском, указывая, что проживает в квартире " ... ". В результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области вследствие таяния вод, подтоплен названный жилой дом, в том числе и занимаемая ей квартира, что подтверждается заключением от 31.03.2017. Просила признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области в 2016 г.
В судебном заседании представитель администрации Шербакульского МР Омской области Пегушина Т.Н. исковые требования поддержала, встречный иск не признала, Бондаренко Н.А. в администрацию ГП и МР об оказании помощи не обращалась и необходимых документов не предоставляла. Она включены в уже сформированный администрацией МР неправомерными действиями - Нецловой Ю.И. Бондаренко Н.А. не доказан факт утраты имущества, она не является пострадавшей.
Бондаренко Н.А. иска администрации района не признала, встречный иск поддержала, пояснила, что весной 2016 из-под досок пола квартиры, в которой она проживает, проступала вода, намок линолеум, диван, у которого сломались ножки, покосился шифоньер, у которого теперь не закрываются дверцы, отсырела мойка на кухне. Диван и мойку выбросили в августе 2016, купили новые. На земельном участке у дома она ранее выращивала овощи, в 2016 году участок был затоплен. Она писала заявления на оказание помощи, отдала Нецловой (Кубасовой) Ю.И., ждала, что приедет комиссия. Потом заявления отдала в администрацию Трифоновой Г.Б.
Третье лицо Кубасова (Нецлова) Ю.И. встречный иск поддержала, в удовлетворении иска администрации района просила отказать, пояснила, что она формировала списки, приходившие со всех поселений. Он приняла от Бондаренко Н.А. документы и передала их Трифоновой Г.Б. Обращений других жителей дома по " ... " о подтоплении не было.
Представитель администрации Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области Трифонова Г.Б. иск администрации района поддержала, в удовлетворении встречного иска просила отказать. Пояснила, что Бондаренко Н.А. с заявлением об оказании помощи в администрацию городского поселения не обращалась, и основания для выезда комиссии отсутствовали.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Бондаренко Н.А., полагая ее исключение из списков неправомерным. Составление комиссионного акта обследования при чрезвычайной ситуации является обязанностью органов местного самоуправления, ими не исполнена. Доводы администрации МР об отсутствии ее обращения не соответствуют действительности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще (л.д. 191-195), в суд не явились представитель администрации Шербакульского МР Омской области, третье лицо Кубасова (Нецлова) Ю.И., о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Бондаренко Н.А., ее представителя по устному ходатайству Михайловой И.А., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области Трифонову Г.Б., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Пунктом 2 данной статьи установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи (включая гарантии по возмещению ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации), устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами "г, д" п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 руб. на человека).
К имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Судом установлено, что в апреле 2016 года вследствие быстрого таяния снега и стекания воды в низменные места произошло подтопление сельских поселений и р.п. Шербакуль Шербакульского МР Омской области путем образования больших объемов талых вод над уровнем почвы.
В связи с возникшей чрезвычайной ситуацией (далее - ЧС) постановлением главы Шербакульского МР Омской области от 19.04.2016 N 84-п на территории Шербакульского МР Омской области с 14 часов 19.04.2016 был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера в границах Шербакульского МР на территории Шербакульского МР.
Постановлением главы администрации Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области от 21.04.2016 N 14-п установлен режим ЧС на территории Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области с 18 часов 00 минут 21 апреля 2016 и до особого распоряжения.
Границы зоны ЧС на территории Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области определены постановлениями главы Шербакульского ГП N 15-п от 21.04.2016, N 17-п от 10.05.2016 и 22А-п от 13.06.2016.
В силу вышеуказанных норм права основанием для предоставления заявителю материальной помощи, а также финансовой помощи, является включение заявителя в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, в списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи.
Из материалов дела следует, что Бондаренко Н.А. является собственником квартиры N " ... " в жилом доме, расположенном по адресу: Омская область, " ... " зарегистрирована по данному адресу и фактически проживает в названном жилом помещении.
Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация района ссылалась на необоснованность включения Бондаренко Н.А., отсутствие ее обращения в органы местного самоуправления и недоказанность причинения ущерба ее имуществу в результате ЧС.
Во встречном исковом заявлении Бондаренко Н.А. просила признать ее пострадавшими в результате ЧС в 2016 году на территории Шербакульского ГП Шербакульского МР Омской области; обязать администрацию Шербакульского ГП включить ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования администрации, районный суд пришёл к выводу о том, что истцом по встречному иску не представлено объективных и достаточных доказательств, свидетельствующих как об их обращении с заявлением на получение единовременной и финансовой материальной помощи, так и об утрате или повреждении принадлежащего ей имущества вследствие ЧС.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и сделан на основе имеющихся в материалах дела доказательств.
Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года N 470 утверждён Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", которым предусмотрено, что при наступлении чрезвычайной ситуации не позднее одного месяца с момента возникновения чрезвычайной ситуации в созданную Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предоставляют документы, обосновывающие право на получение финансовой помощи. Комиссия рассматривает документы и подготавливает заявку на получение бюджетных ассигнований (пункты 4, 5).
Подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации ЧС осуществляется в следующем порядке (пункт 7).
На основании заявлений граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате ЧС, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате ЧС.
Акты обследования составляются на каждый повреждённый объект и должны содержать информацию о наименовании, дате наступления и классификации ЧС, в результате которой произошло повреждение объекта, характеристике объекта (конструктивных элементах объекта, их размерах, материале), сумме ущерба, степени повреждения объекта, размере страхового возмещения (если объект был застрахован), балансовой и остаточной стоимости объекта, а также перечне работ, необходимых для восстановления объекта. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате ЧС.
Из анализа приведённых выше норм права следует, что обращение граждан за оказанием единовременной материальной помощи в результате ЧС носит заявительный характер, а предоставляемая гражданам финансовая помощь носит адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате ЧС.
Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих об обращении Бондаренко Н.А. в установленном законом порядке в администрацию Шербакульского ГП, либо в администрацию Шербакульского МР Омской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в нарушение статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Согласно информации администрации Шербакульского ГП, истец по встречному иску в период установления функционирования режима ЧС в администрацию Шербакульского ГП по вопросу подтопления жилого дома и земельного участка не обращалась, в списках, сформированных администрацией Шербакульского ГП 20.06.2016, сведения о Бондаренко Н.А. отсутствуют.
По сведениям начальника Главного управления региональной безопасности Омской области N " ... " от 16.03.2017 каких-либо документы, обосновывающие включение Бондаренко Н.А. в названные списки, не поступали.
По факту включения Бондаренко Н.А. без соответствующего основания в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, правоохранительными органами проводится проверка.
Материалами проверки установлено, что работник администрации Шербакульского МР Омской области Нецлова Ю.И., посредственно осуществлявшая формирование сводного районного списка пострадавших граждан, собственноручно составила список из 22 граждан (её родственников, коллег и членов семьи), которых включила в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи (в том числе истца по встречному иску). При этом в журнале учета данных лиц, а также в электронном списке от администрации Шербакульского ГП данные граждане отсутствовали. Обследование домовладений данных граждан на предмет установления факта подтопления не проводилось. При этом фактически от чрезвычайной ситуации пострадали только 6 человек, что нашло подтверждение объяснениями соседей по месту жительства лиц, включенных Нецловой Ю.И., а также объяснениями сотрудников администрации Шербакульского ГП и членов комиссии, созданной для обследования пострадавших объектов, непосредственно выезжавших на территорию ЧС. Бондаренко Н.А. в число указанных лиц не входит.
Доказательств, опровергающих названные обстоятельства, суду не представлено, оснований не доверять материалам проверки у суда первой инстанции не имелось.
При этом судебная коллегия отмечает, что по правилам ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могли повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из вышеуказанного, не всякое природное явление по своему характеру, степени последствий может быть отнесено к чрезвычайной ситуации, с возникновением которой государство связывает право граждан на возмещение ущерба.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ допустимые и достаточные доказательства, объективно свидетельствующие о возникновении весной 2016 года на спорной территории ЧС - паводка (наводнения), а также позволяющие установить правовой статус Бондаренко Н.А., как лиц, фактически пострадавших ввиду данного события, в суд ни первой, ни апелляционной инстанций не представлены.
В границах зоны затопления (подтопления), достигшего уровня чрезвычайной ситуации, домовладение, расположенное по адресу: Омская область, " ... " не значится.
Согласно постановлению главы Шербакульского ГП N " ... " от 13.06.2016 (окончательный список границ зоны ЧС) домовладение " ... " в зону чрезвычайной ситуации не вошло.
Кроме того, отсутствуют в материалах дела допустимые доказательства подтопления квартиры истца по встречному иску и утраты ею в результате этого имущества первой необходимости. Обследование квартиры Бондаренко Н.А. уполномоченным органом не проводилось, акт обследования комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате ЧС не составлялся. Факт ее обращения с заявлением о проведении такого обследования и отказа в проведении такового не установлен. Допустимых доказательств обратному Бондаренко Н.А. не предоставлено.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе пояснений самой Бондаренко Н.А., показаний свидетелей ПВА. и КНИ следует, что податели жалобы не являются пострадавшими в результате ЧС. Заявлений о затоплении от других жильцов дома " ... " в уполномоченные органы не поступало.
Доказательств, безусловно подтверждающих, что вода в спорном доме поднималась выше уровня пола квартир первого этажа, что явилось причиной повреждения мебели и пола, в материалы дела также представлено не было.
Ссылка подателя жалобы на фотографии дома и мебели, на которых, по ее мнению, видно, что в результате паводка в апреле 2016 года ее имуществу был причинен ущерб, судом обоснованно отклонена, поскольку фотографии сделаны спустя длительное время после паводка, не отражают факт утраты имущества первой необходимости, а, следовательно, не могли быть признаны надлежащими по делу доказательствами. Допрошенные судом свидетели не располагают специальными познания.
Представленное заключение инженера ООО "Реконструкция" о том, что причиной выявленных повреждений жилого помещения являлся паводок в 2016 года, не может быть признано надлежащим доказательством повреждения имущества подателя жалобы в результате ЧС, поскольку обследование осуществлялось через 11 месяцев после произошедшего паводка, в ходе обследования зафиксированы лишь следу плесени на поверхности стен в одном из помещений квартиры, а также следы затопления подвала многоквартирного дома, что не свидетельствует о повреждении имущества Бондаренко Н.А. в результате ЧС.
Довод жалобы о ненадлежащей информации и бездействии ответчиков являлся предметом проверки суда первой инстанции и был отклонен, поскольку представленными в материалы дела доказательствами с достоверностью подтверждено совершение ответчиками необходимых в период ЧС действий, в том числе доведение всей необходимой информации до населения путем личных встреч, раздачей памяток, сообщениями на телеэфире, оказание помощи в откачке воды.
Поскольку в данном случае порядок оформления документов для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество не соблюден, включение Бондаренко Н.А. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости было произведено с нарушением действующего порядка оказания пострадавшим в результате ЧС соответствующего вида помощи, суд обоснованно указал, что нахождение Бондаренко Н.А. в указанных списках, не основано на законе.
Учитывая изложенное, а также то, что Бондаренко Н.А. не представлено достоверных, допустимых и объективных доказательств утраты ею имущества первой необходимости в связи с подтопления талыми водами, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными исковые требования администрации Шербакульского МР Омской области, отказав в удовлетворении встречных исковых требований Бондаренко Н.А.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на законность и обоснованность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенном, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Шербакульского районного суда Омской области от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.